Стеновая тектоническая система в дизайне

Стеновая тектоническая система в дизайне

Стена — композиционное поле — представляет особый интерес для дизайна как элемент разграничения пространства, как плоскость, членения которой опосредованно придают масштабность среде, в которой осуществляются дизайнерские эксперименты по колористике, демонстрации фактурности материалов, видеоинформатике, суперграфике и т.п.

Технология возведения грунтовой (каменной) стены в виде трапециевидного объема с укладкой

тяжелых элементов внизу, легких — наверху в перевязку и на связующем растворе (рис. II. 1.2) всегда давала прекрасный визуальный материал для осознания тектонической выразительности пилонов египетских храмов, крепостных укреплений, дворцовых фасадов. Сам материал и функция стены представляют источник для орнаментации и деталировки. Каждая форма агрегатирования материала кирпичной стены, бревенчатого сруба, фахверковой конструкции дает свои предпосылки решения художественного образа с перспективами его развития.

Плетеная орнаментация стен-циновок домов Двуречья переведена в сырцовую кладку архитектуры Ближнего Востока и Средней Азии (см. рис. 1.1.10 б) и далее — в геометрический орнамент поливной керамики куполов мечетей. При наличии проемов в стене их размеры, конфигурация и дизайн сообразуются с традиционными для технологии возведения образцами.

С точки зрения традиционных тектонических воззрений устройство в массивной каменной стене широких оконных проемов нелогично и противоестественно, как и округлых окон в бревенчатом доме. Это, впрочем, не означает запрета на возможность таких решений вообще.

Если стена в экстерьере моделируется, в основном, за счет демонстрации приемов водоотвода и характера строительного материала при сосредоточении художественных акцентов на проемах, в первую очередь на входном узле, то стена интерьера имеет в членениях иную, явно антропометричную масштабную структуру, что с поразительной ясностью выступает при наблюдении разрушаемых домов.

 

Из функциональных мотивов членения стены в интерьере основные, пожалуй, это — соображения сохранности цокольной части от бытовых повреждений и конструктивное пересечение плоскости стены и потолка. Отбивка материальной или колерной полосой цокольной части выделяла чаще ремонтируемую или подкрашиваемую зону стены. Низкий горизонт цоколя зрительно давал впечатление уюта, высокий — официальности. Средняя часть стены находится в основном горизонте обзора и решается двояко: как нейтрально гладкая поверхность в качестве поля для последующего наложения декоративных элементов или как полностью охваченная дизайном поверхность с горизонтальными и вертикальными членениями, специфическим стеновым декором (рис. II. 1.3).

Практически все действия по дизайнерской работе со стеной, сознательно или подсознательно, покушаются на ее целостность как визуального препятствия. Окраска стены так или иначе связана с ее воображаемыми удалением или приближением. Любой орнамент, плоскостной или рельефный, визуально расщепляет ее плоскость. Наконец, желание растворить стену в пространстве реализуется в настенной пейзажной живописи в самом широком диапазоне — от символических абстракций до реалистичных картин (рис. II. 1.4). Частично эта задача решается и средствами станковой живописи, радикально — установкой сплошного зеркала, отражающего пейзаж за окнами противоположной стены.

Начиная от панорам, укрепляющих иллюзию глубины пространства умелым соединением реальных предметов переднего плана с их живописным продолжением, искусство визуального разрушения замкнутости коробки с ощущением выхода на природу достигло больших высот с использованием технических достижений: освещенности, лазерной техники, лайт-боксов, дополнительных эффектов (ветер, ароматы, звуки).

Дизайнер должен овладеть всеми приемами этого искусства, сценографического по своей сути.

Верх стены, если конструкция перекрытия не выражена выступающими элементами — балками, подпружными арками с соответствующими раскреповками, — фиксируется разницей в цвете с потолком, профильными тягами, фризовым орнаментом.

Чистое пересечение плоскостей стены и потолка усиливает удручающее впечатление замкнутости пространства, поэтому так много внимания и уделяется художественному решению этой пограничной линии (в общем случае любое формальное изменение требует знака препинания — декоративного элемента, орнамента, раскреповки). К современным средствам дизайна здесь добавились приемы разрыва стыка плоскостей за счет устройства подвесного потока с подсветкой, натяжных и акустических потолков нового типа, которые вообще уже не рассматриваются как перекрытия в традиционном строительном понимании, зеркальных фризов и зеркальных вертикальных углов, дающих эффект разъятой конструкции.

Произошла заметная смена традиционного отношения к рельефу земли просто как к естественным складкам местности, которые часто представляют препятствия для осуществления мероприятий благоустройства. Работа по экологическому воспитанию населения проносит свои плоды, и рельеф благоустраиваемой территории усилиями ландшафтных дизайнеров становится художественным компонентом среды. Конечно, стена и насыпь (холм, грива, вал) родственны не более чем человек и обезьяна, но тектонические истоки у них одни и, вероятно, в их доисторических корнях следует искать приемы оформления рельефа в городе, в парке, сквере, детской площадке. Это могут быть геометрически четкие или свободного контура подпорные стенки, каменные облицовки, пандусы и лестницы, каменные композиции на всплесках рельефа (рис. II. 1.5).

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%B4%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B7%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%B9%C3%90%C2%BD;exclude:161,258,192,167,124,254,147,162,3,253,106,111,137,138,131,132,286,113,119,13,91,172,252,281,257,163,230,122,160,178,121,158,143,110,184,133,259,120,127,123,191,166,135,22,168,128,112,251,14,154,117,153,299,136,9,300,130,256,189;limit:10;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}