1

Индекс материала
Обои
Инструменты и приспособления
Подготовка поверхностей под обои
Приготовление грунтовки
Наклеивание макулатуры
Выбор клея
Наклейка обоев
Важные мелочи
Виды обоев под покраску
Наклейка и покраска
Все страницы

 

 

Виды обоев

Обои способны не только освежить, но и полностью преобразить комнату, изменить стиль. При этом самой трудной частью обойных работ может стать выбор новых обоев, поскольку современный рынок предлагает невероятное количество различных их рисунков и видов. В зависимости от используемого исходного материала и способа изготовления различают следующие основные типы обоев: бумажные, виниловые, акриловые, текстильные, велюровые, стекловолокнистые, пеноплен.

Почти все виды выпускаемых обоев стойки к солнечному свету, их легко содержать в чистоте. Есть обои, которые допускают влажную уборку (моющиеся), а есть такие, которые можно обтирать только сухой ветошью.

Обои выпускают с тремя вариантами обработки краев: обрезанными с двух сторон, с одним обрезанным краем и с необрезанными краями.

Обои с обрезанными краями накладывают встык, полотнище к полотнищу. Края подгоняют точно и плотно, зазоров между ними оставаться не должно.

Обои с одним обрезанным краем укладывают так, чтобы соседнее полотнище перекрывало кромку предыдущего. Такие обои лучше других тем, что даже по ошибке их невозможно наклеить с перевернутым рисунком и можно пользоваться отметками на краях, которые позволяют добиться точного совпадения рисунка при стыке отдельных полотнищ.

Приобретая обои, обратите внимание на серию. Серии должны быть обозначены одним и тем же серийным штампом изготовления, указываемым на товарной этикетке. Рисунок обоев должен быть отчетливо виден сквозь прозрачную упаковку.

При покупке удостоверьтесь, что купленных обоев будет достаточно. Если выяснилось, что купленного количества рулонов недостает, то при дополнительной покупке необходимо обратить внимание на номер партии, чтобы избежать разных тонов.

Если при наклеивании обои обрабатываются особым образом, то они должны быть снабжены специальной инструкцией.

У самоклеящихся обоев на лицевой стороне имеется  слой невысыхающего клея, закрытый предохранительным слоем бумаги. Перед наклейкой обоев эта бумага снимается.  Такие обои дороже бумажных, работать с ними трудно, особенно в первый раз. Самоклеящая  способность плёнки настолько велика, что если обои наклеены неправильно, снять их с основания будет трудно. Это можно сделать только в том случае, если они наклеены на гладкую и твердую поверхность.

В последнее время большую популярность приобрели мокрые обои. Их опускают в воду, после чего наносят стену. Они грязеустойчивы, красивы и украшают любой интерьер.

Наиболее распространенными и широко используемыми остаются бумажные обои. Они экологичны, позволяют стенам «дышать», и их можно использовать для отделки  практически любых типов помещений с низкой загрязненностью и влажностью воздуха. Для дополнительного улучшения эксплуатационных характеристик отдельные виды бумажных обоев обрабатываются специальными составами, повышающими их влаго- и износостойкость,  расширяет область применения данного материала.

Бумажные обои выпускаются с гладкой поверхностью, с различными структурами и тиснениями (с рельефным рисунком), однослойными или многослойными. Однослойные обои часто называют «симплекс», а двухслойные покрытия — «дуплекс. Появились в продаже и трехслойные обои, нижний слой которых при тиснении остается гладким, благодаря чему уменьшается вероятность деформации полотна в процессе закрепления на стене. Преимуществом данного типа обоев, является также то, что при удалении старых обоев нижний слой остается на стене и служит основой для новых покрытий. Выпускаются также дуплексные обои под окраску, которые являются обособленной группой, о них пойдет речь ниже.

В последнее время появились бумажные обои ручного изготовления. При их производстве используется специальная бумага, на которую художниками вручную наносится рисунок или орнамент особыми красками с использованием особой технологии. Такие эксклюзивные обои имеют увеличенную ширину (0,7-0,9 м) и уменьшенную длину рулона (до 6,0 м). Специальное покрытие на восковой основе защищает поверхность ручных обоев от влаги. Как правило, такие обои изготавливаются под заказ.

Качество обычных бумажных обоев определяется узором, сортом бумаги и обработкой. Качество бумаги определяется в основном ее весом и плотностью. Бумажные обои требуют бережного обращения, потому что легко рвутся при наклеивании. Кроме того, поверхность бумажных обоев можно легко повредить, поэтому использовать такие обои, например, в прихожей не рекомендуется. Преимущество стандартных обоев в том, что они очень хорошо клеятся и не сворачиваются на стыках.

Виниловые обои

 

— обои из полимерной пленки, наклеенной на бумажное или флизелиновое основание — имеют высокие потребительские качества и долговечны.

Они позволяют достаточно достоверно имитировать множество материалов— от штукатурок до текстиля. Это моющиеся, прочные и долговечные покрытия; все обои,  относящиеся к данной группе, водостойкие (хотя и в разной степени). Благодаря этим свойствам виниловые обои  можно использовать для оклейки помещений, требующих  частой влажной уборки с применением моющих средств кухонь, ванных комнат, прихожих, холлов, и т.д.).

Степень воздействия воды на эти обои можно определить еще при покупке: на каждом рулоне обозначен уровень их влагозащиты — одна, две, три волны. А на некоторых коллекциях даже изображена щетка, но это не значит, что вы имеете право на жесткую обработку своих обоев. Наличие этого значка позволяет смывать с них грязь с помощью какого-нибудь щадящего моющего средства (например, мыльного раствора). Но и здесь стоит руководствоваться здравым смыслом: не стоит тереть обои с силой.

Виниловые обои пожаробезопасны, так как не поддерживают процесс горения. Экологически чистые, если товар не «левый» и сертифицирован (на каждом рулоне помимо всех значков должен обязательно стоять значок экологической безопасности этих обоев, причем для каждой страны этот значок выглядит по-разному). Все краски, используемые для изготовления виниловых обоев, приготовлены на чисто водной основе, соответственно, они не имеют никакого устойчивого запаха. Кроме того, эти краски не содержат тяжелых элементов (кобальта, цинка, и др.), токсичных соединений, которые не выводятся из организма человека.

Виниловые обои, как и бумажный «дуплекс», состоят  двух слоев. Нижний слой (бумажный или флизелиновый) покрывается тонким слоем ПВХ (поливинилхлорида), затем на поверхность обоев наносится рисунок или тиснение. Слой ПВХ защищает обои от влаги, света и различных механических воздействий. Ведущие производители, как правило, такие обои пропитывают специальными составами, предотвращающими образование на стене под обоями плесени и грибков.

Преимущество флизелиновой основы перед бумажной состоит в прочности, а также в легкости наклеивания обоев с такой подложкой. Клей наносится непосредственно на стену, а полотна накладываются на нее в сухом виде, что позволяет подгонять полосы друг к другу с исключительной точностью. При наклеивании флизелиновые обои почти никогда не деформируются. При последующих заменах верхний слой обоев легко снимается (без размачивания), а флизелиновая основа остается на стене, выравнивая и упрочняя фактуру поверхности.

Обои на флизелиновой основе прекрасно перекрывают трещины на поверхности штукатурки. Их можно клеить на все виды штукатурки, пористый бетон, гипсокартон, бумагу, дерево и панели ДСП. Поскольку тканевая основа достаточно прозрачна, особое внимание при наклеивании обоев рекомендуется обратить на цвет основания, который должен быть равномерным и одного тона с обоями. Хотя при необходимости их можно перекрасить дисперсисигными или акриловыми красками, когда они уже наклеены. Для наклеивания обоев на флизелиновой основе применяют либо специальный клей, либо клей для стеклотканей.

Среди виниловых обоев можно выделить несколько групп: с ярко выраженной фактурой (вспененный винил), с гладкой поверхностью (их также часто называют компакт-винил или плоские виниловые обои) и особо плотные обои (часто называемые также «кухонным» винилом). К плоским виниловым обоям относится и так называемая «шелкография».

В группу виниловых покрытий можно также включить вспененные виниловые обои под покраску.

Вспененный винил — обои достаточно толстые, внешняя поверхность имеет ярко выраженный рельеф. Изготавливаются путем нанесения виниловой массы на бумажную основу методом трафаретной печати, затем полотно проходит тепловую обработку в печи, где наполнитель виниловой массы— газ — испаряется, обеспечивая процесс порообразования (винил «вспенивается»). Такие обои могут быть с блестками, вкрапленными в верхнее покрытие, иметь различные фактуры и расцветки..Эта разновидность виниловых обоев, благодаря своей плотности и рельефной поверхности, хорошо подходит для того, чтобы скрывать различные неровности на стенах. В помещениях с помощью обоев «вспененный винил» можно легко создать эффект рельефной штукатурки.

Дополнительно вспененный винил можно подвергать тиснению, как бы приминать — гладко или с рисунком. Обои, произведенные по таким технологиям, условно называют плоскими виниловыми обоями.

Плотные («кухонные») виниловые обои имеют гладкую, чаще всего глянцевую поверхность, что дает им преимущество перед другими типами обоев при устранении загрязнений. Плотные виниловые обои также обладают повышенной прочностью и стойкостью к солнечным лучам, к воздействию влаги и моющих средств.

Шелкография— это самый большой класс виниловых обоев по разнообразию дизайна и степени блеска. Производятся они на основе окрашенной особым способом винилизованной бумаги, которая затем подвергается нагреванию и тиснению. Обои по фактуре получаются тонкими, сглаженный винил создает эффект шелка.

Шелкография не выгорает на солнце: производители гарантируют, что если в течение 5 лет по 8 ч в сутки обои будут находиться под прямыми солнечными лучами, это никак не повлияет на их цветовую гамму. У этих обоев дорогой, респектабельный вид, поэтому стены и даже потолки можно оклеивать в любых помещениях — как в квартире, так и в офисе.

Также как виниловые обои, шелкография представлена в разных ценовых категориях, причем цена определяется декоративными свойствами. Так, наиболее дорогой вид — с топографическим (объемным) рисунком. Недешевы и виниловые обои, имитирующие натуральную кожу различной выделки: нубук, лайку, шагрень, замшу и пр. «Кожаные обои» производятся в рулонах шириной 53 см и 70 см и используются для отделки интерьеров класса «люкс». Эти дорогие обои относятся к самым изысканным.

Для производства обоев из твердого винила используется выпаренный винил, то есть винил, прошедший термическую обработку, в результате которой из него были выведены вредные вещества (например, формальдегидные смолы). Таким образом, эти обои абсолютно инертны в открытом воздухе, не вызывают аллергических реакций и имеют сертификат европейской независимой экологической экспертизы. Для обеспечения беспрепятственного вывода излишков влаги из стен разработана специальная трехслойная бумага, используемая для основы этих обоев.

Обои из твердого винила с безупречной достоверностью имитируют любые покрытия (покраски, фактурные штукатурки, текстиль, и т.д.). Они не тянутся, не разбухают от клея, не выгорают, устойчивы к истиранию, их можно мыть даже с применением чистящих средств,  а благодаря четко выверенному подбору рисунка стык между полотнами не заметен даже с близкого расстояния, кроме того, за счет плотности материала эти обои способны скрыть мелкие изъяны стены.

Недостатком виниловых обоев, как и любого другого синтетического материала, является воздухонепроницаемость. Правда, в настоящее время ряд ведущих фирм предлагает виниловые обои, допускающие влагообмен с окружающим воздухом  за счет микропор, которые, с одной стороны, не пропускают влагу под обои при их мытье, а с другой — дают возможность испаряться конденсату из-под покрытия.

Неудобство виниловых обоев в том, что их нельзя при наклейке в случае необходимости «потянуть», и они не приклеиваются друг к другу. Соответственно, соединение встык требует тщательного выравнивания полос.

Акриловые обои являются аналогом виниловых вспененных обоев, но при изготовлении на бумагу наносится не виниловая, а акриловая эмульсия. Эти обои обычно несколько дешевле виниловых, имеют более тонкие вспененные детали.

Текстильные обои состоят из двух слоев: нижний слой — толстая прочная бумага, а сверху — слой тканого материала, либо слой склеенных между собой нитей материала, приклеенных к слою бумаги параллельно длинной стороне рулона. Край рулонного материала не «лохматится», как в случае использования тканого материала, поэтому не видны стыки обоев на стене. Использование тканого материала при создании текстильных обоев позволяет обеспечить большое разнообразие расцветок и рисунков.

Текстильные обои по своей сути являются эксклюзивной продукцией, создающей эффект изысканной текстильной драпировки стен при фактическом объеме работ, соответствующем технологии наклейки обычных обоев.

Текстильные обои имеют антистатическую пылеотталкивающую пропитку. Вместе с тем они, безусловно, требуют гораздо более бережного обращения, чем обычные обои типа плоский или вспененный винил. Периодический уход за ними состоит в осторожной обработке пылесосом, сухой тряпкой с пылепоглощающей пропиткой или мягкой щеткой по мере надобности.

Велюровые обои, поверхность которых представляет собой слой из коротких текстильных волокон, — бархатистые и «теплые» на ощупь. Велюровые обои очень красивы, но они требуют особого ухода. Этот вид обоев используется для декоративной отделки жилых помещений с низкой загрязненностью. Они хорошо собирают пыль и впитывают запахи, по этой причине применение их, например, на кухне просто исключено. Периодический уход за велюровыми обоями заключается в обработке их мягкой щеткой или пылесосом (сухая обработка). Избыток воды при уходе может вызвать растворение клеевого слоя, связующего материал с бумажной основой, и последующее расслоение обоев.

Стекловолокнистые обои устойчивы к воздействию микроорганизмов, нейтральны по отношению к химикатам, им не страшны вода и дым. Прочность ткани настолько высока, что позволяет закрывать небольшие щели в штукатурке.

Стекловолокно придает дополнительную жесткость легким покрытиям, чувствительным к ударам и толчкам, типа плит из гипсокартона или жесткого пенопласта. Поверхность после нанесения стеклообоев становится крепкой и не осыпается, в нее можно вкручивать шурупы и вбивать гвозди.

Немаловажен фактор гигиеничности и экологичности стеклообоев. В основе стеклопряжи лежат только натуральные исходные материалы: кварцевый песок, сода, известь и доломит — никаких токсических компонентов.

Отсутствует питательная среда для микроорганизмов или паразитов. Электростатический заряд не образуется. Открытая петельная структура ткани способствует натуральной пароводяной диффузии. Таким образом, устраняются наиболее частые у людей причины аллергии.

С помощью стеклообоев можно решить проблему унификации поверхности в зданиях старой постройки, где ремонты проводились неоднократно и в одной комнате могут встретиться стены из разных материалов: кирпича, гипсокартона, ДСП и т.д. После оклейки обоями и покраски все различия основ устранятся, трещины исчезнут. Немаловажно и то, что стеклообоями удобно обклеивать двери, дверцы встроенных шкафов и другую мебель — этим можно воспользоваться при ремонте как в квартире, так и на даче.

Стеклообои поставляются в рулонах длиной 50 м и шириной 1 м. Потребителю предлагаются разнообразные волокнистые структуры и рисунки. При выборе руководствуются правилом: чем меньше помещение, тем тоньше рисунок и фактура обоев.

После оклейки стеклообои следует обязательно красить латексными, водоэмульсионными или акриловыми красками. Перекрашивать без потери рельефа можно до 12 раз.

Кварцевые обои на нетканой основе с верхним слоем из окрашенного песка (кварца) не только делают поверхность стены «натуральной», но и обеспечивают исключительную стойкость к истиранию и механическим повреждениям. Разработаны специальные серии подобных обоевс изысканным декором, весьма достоверно воспроизводящим старинные фрески, которые могут служить подлинным украшением гостиной, кабинета, холла, и т.п.

Пеноплен представляет собой мягкий пористый материал (подобие губки) с геометрическими рисунками.

Чаще всего используется для отделки коридоров, прихожих и офисов. Основное преимущество перед другими видами обоев — звуконепроницаемость. Если у основания значительная поглощающая поверхность, слой клея на этих обоях может оказаться недостаточным, поэтому основание перед наклейкой обоев лучше покрыть разведенным клеем.

Бордюры. Для оформления мест сопряжения оклеенных обоями стен с потолком или получения различных эстетических эффектов при оформлении комнаты, промышленностью выпускаются бордюры тех же типов, что были перечислены выше при классификации обоев.

Перед тем как нарезать обои, нужно обязательно обратить внимание на маркировочные символы, которые имеются на вкладыше, а именно в раппорт. Могут встретиться варианты:

— при наклеивании не нужно подгонять рисунок (обои без узора клеятся без подгонки);

— рисунок прямой, подгонка по рисунку не нужна, обои клеятся без значительного сдвига для совпадения рисунка;

— сдвинутая подгонка означает подгонку по рисунку, то есть последующее полотнище клеится с вертикальным сдвигом относительно предыдущего;

— встречная наклейка— перевернутое наклеивание, то есть каждое из последующих полотен клеится в противоположном направлении относительно предыдущего.

Иногда указывается соотношение смещения рисунка в цифрах, например 56/26,5 (в этом случае раппорт и смещение подгоняются в сантиметрах, в соответствии с указанными цифрами). Таким образом, длина полотнищ у обоев с крупным рисунком должна равняться высоте стены плюс раппорт.

 

 


Инструменты и приспособления

Для обработки поверхности стен водой применяют широкую маховую кисть. Для удаления со стен старого поверхностного слоя пользуются широким  шпателем. Для нанесения шпаклевки воспользуйтесь узким шпателем. Для приготовления шпаклевка можно использовать ванночку или ящик с невысокими бортами и плоским дном.

Для отделки поверхности понадобятся ножницы, кисть-флейц для нанесения клея, щетка для подметания с длинной рукояткой, которой удобно поддерживать обои, щетка (можно взять одежную) для разглаживания обоев, резиновый валик для разглаживания и плотного прилегания краев рулонов, острый монтажный нож, линейка и пластмассовый шпатель, рулетка, отвес и шнур.

Кроме перечисленных инструментов и инвентаря необходимо иметь поролоновую губку для очистки поверхности материалов, емкости для клея и воды, ветошь для протирания рук, а также стремянку и стол для нанесения клея.

Нарезают полотнища ножницами с длинными лезвиями или монтажным ножом. Иногда вместо ножниц обои разрезают бритвенным лезвием по линейке, однако это не совсем правильно. Во-первых, лезвие быстро тупится и очень скоро начинает заминать обои. Во-вторых, если линейка деревянная или пластмассовая, то лезвие очень легко может испортить и обои, и линейку.

Кисти могут использоваться самые разные. Однако как при смазывании обоев клеем, так и при проклейке поверхности предпочтение следует отдавать широким плоским кистям с длинным волосом. Для проклеивания полос по верху стен, около плинтусов и оконных проемов, в углах лучше пользоваться кистью-ручником. Щеткой с мягкой щетиной разглаживают полотнища обоев при наклеивании. Резиновый валик используют для прикатки обоев и их стыков.

 



Подготовка поверхностей под обои

К наклейке обоев на новую оштукатуренную поверхность можно приступить только после окончательного высыхания штукатурки. Лучше подождать около года или проверить штукатурку на щелочь, приложив к стене лакмусовую бумажку. Посинение бумажки указывает на то, что штукатурка обладает щелочными свойствами. Если ждать нельзя, поверхность нейтрализуют флюатированием.

Если поверхность влажная, то это можно заметить по темному цвету бетона при его очистке. Проверка на уровень содержания влаги осуществляется следующим образом: к стене липкой лентой прикрепляют кусок пленки. Если поверхность сырая, то сырость проступает в виде конденсата на внутренней стороне пленки. При повышенной влажности наклейка обоев недопустима. Если не устранить причины повышенной влажности стен, то производить декоративную отделку бессмысленно.

Повреждения стен от влаги определяют по следующим проявлениям: отслаивающиеся обои, штукатурка, отслаивающаяся в результате кристаллизации проступившей соли или от замерзания проникшей внутрь нее воды, неплотная кладка наружных стен, плесень на стенах, отслаивание краски и штукатурки.

После выявления причин повышенной влажности, необходимо их устранить до того, как начинать подготовку стен к оклеиванию обоями.

Способность стены впитывать влагу проверяется путем смачивания поверхности водой. Если поверхность недостаточно впитывающая, то вода от стены отталкивается. В этом случае стена должна быть обработана обдирочным шлифованием. Если же впитываемость слишком велика, то вода при опрыскивании быстро всасывается, и стена в этом месте темнеет.

Старую штукатурку необходимо тщательно осмотреть, удалить гвозди, костыли, шурупы и пр. Проверку поверхности на твердость осуществляют при помощи царапания стены твердым предметом. При этом в месте нанесения царапины не должно появляться отслоений.

Следует обозначить (расковырять) все трещины, из которых высыпался или высыпается старый раствор, иначе говоря, расшить трещины. Затем из расшитых трещин вымывают пыль и слабо закрепленные кусочки старой замазки, для чего поверхность трещин должна быть хорошо смочена водой.

Основание должно быть очищено от пыли, краски, отслоений, опалубки, окалины, копоти, а также от жировых и восковых пятен. Пятна от ржавчины или копоти после очистки покрывают нитролаком или заклеивают тонкой алюминиевой фольгой. Если пятна оставить без обработки, они проявятся на поверхности обоев. Не допускается нанесение растворов на промерзшие основания. Окна и другие необрабатываемые поверхности должны быть защищены. После этих операций можно приступать к шпаклеванию.

Для стен и потолков существует несколько видов шпаклевки, штукатурки и грунтовки. Перед тем как выбрать то, что вам. нужно, необходимо определить основу обрабатываемой поверхности, в каком помещении материал будет использоваться (в сухом или во влажном), какая требуется толщина слоя.

Под оклейку импортными обоями сухих помещений рекомендуется использовать усиленную целлюлозой гипсовую шпаклевку, которая дает гладкую ровную поверхность, хорошо заполняя трещины и дыры. Во влажных помещениях, во избежание последующего отслаивания обоев от стен, следует использовать исключительно влагостойкие шпаклевки, относящиеся к разряду фасадных.

Технология нанесения всех видов шпаклевок была рассмотрена выше, в одноименном разделе.

Со стен, ранее оклеенных обоями, удаляются отставшие куски обоев и макулатуры, наклеенной под старые обои. Если старые обои хорошо держатся на основании, новые клеят прямо на них. Если же старые обои не годятся в качестве основания под новые, их смывают: сильно намоченной кистью обильно увлажняют теплой мыльной водой участок стены площадью 2-3 кв. м и оставляют в таком состоянии на 3-5 мин. За это время поверхностный слой стены пропитывается влагой. После этого осторожно снимают обои широким шпателем или скребком, стараясь не повредить находящуюся под ними штукатурку.

Для быстрого размокания старых обоев следует рассечь их в нескольких местах шпателем, либо обработать игольчатым валиком, проволочной щеткой или шлифовальной бумагой. Если обои очень толстые, например, тяжелый винил, то используется карборундовый шлифовальный круг, который насаживается на электродрель. После этого на стену наносят специальную грунтовку, содержащую растворители.

Чтобы не повредить находящуюся под обоями штукатурку, можно нанести растворитель (специальную жидкость для удаления старых обоев) с помощью распылителя между стеной и обоями, отогнув верхний край обоев. Жидкость для снятия старых обоев рекомендуется использовать в том случае, если вы удаляете моющиеся обои, либо при наклейке старых обоев в КМЦ-клей добавлялся клей ПВА. Снимать любые обои следует сверху вниз.

Затем очищенная штукатурка покрывается 15-20%-ной клеевой водой, либо разведенным клеем, который армирует поверхность. В результате поверхность стены обеспыливается, и удаляются все слабо закрепленные частицы, которые впоследствии могут стать причиной отклейки обоев. Это особенно важно, если вы собираетесь наклеивать обои, относящиеся к категории «тяжелых». После высыхания поверхности на непокрытые Обоями места наклеивается макулатура.

Сейчас большое количество обоев выпускается со специальным нижним слоем (так называемые расслаивающиеся обои), которые очень легко снимаются со стен, при этом нижний слой остается на стене и на него клеятся новые обои.

Слой краски с поверхности, ранее окрашенной клеевой краской, необходимо полностью удалить. Щеткой, намоченной в воде, увлажняют поверхность, а после размокания краску смывают щеткой. Толстый слой краски снимают шпателем. Поверхность, очищенную от старой краски, промывают водой. Затем поверхность гладко ошпаклевывают и после высыхания покрывают оксолем или 10%-ной клеевой водой.

Если стена была ранее покрыта известковой краской, необходимо отслоившуюся краску соскоблить металлической щеткой и до наклеивания макулатуры покрыть поверхность оксолем или 10%-ной клеевой водой.

 



Приготовление грунтовки

Чтобы приготовить грунтовку, необходимо иметь 0,5 кг костного столярного клея, 1 кусок хозяйственного мыла, 100 г медного купороса, эмалированное ведро.

Воду (10 л) нагреть до кипения. В подогретую воду высыпать последовательно при помешивании наструганное.кусочками хозяйственное мыло, купорос и столярный клей.

Прокипятить полученную смесь, постоянно помешивая, в течение 20-30 мин на среднем огне. Затем полученный раствор нужно процедить через марлю или капроновый чулок и остудить. Грунтовка готова, ее можно наносить обычной маховой кистью тонким слоем.

После высыхания грунт образует тонкую пленку, которая повышает адгезию между стеной и листом обоев. Помимо этого грунт укрепляет поверхность стены.

После того как стена смыта, прошпаклевана и огрунтована, можно приступать к наклеиванию макулатуры.

 

Наклеивание макулатуры

Для получения гладкой поверхности, а также для более прочного сцепления обоев со стеной, на оштукатуренную и покрытую клеевой водой поверхность наклеивается слой макулатуры (так называемая подложка). Раньше в качестве такой подложки использовались обычные газеты, а в настоящее время существует специальная рулонная макулатура из грубой бумаги, которая клеится, как и обычные обои. Для тяжелых обоев применяют толстую подложку.

Клеить подложку на стены рекомендуется горизонтально: в этом случае места соединения подложки не будут соприкасаться со швами вертикально наклеенных декоративных обоев. Начинать клеить подложку рекомендуется от верхнего угла одной из сторон комнаты. Подложка режется на полотнища длиной, равной длине стены, с запасом примерно 12 мм у углов для захода на следующую стену.

При наклеивании макулатуры пачка листов бумаги кладется на стол, каждый лист покрывается клеем КМЦ и наклеивается на сухую штукатурку внахлестку, а затем тщательно разглаживается щеткой.

Сохнуть наклеенная подложка должна не менее 24 ч, прежде чем на нее будут наклеены обои.


 


Выбор клея для наклейки обоев

Одними из самых испытанных и надежных обойных клеев являются клеи на основе карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ). Дело в том, что карбоксиметилцеллюлоза не имеет температуры коагуляции, то есть при растворении в горячей воде она не образует осадка и комков. Проще говоря, при приготовлении клея на основе этого вещества температура воды большой роли не играет.

Разобраться среди представленных на рынке КМЦ-клеев непросто, их ассортимент постоянно пополняется и изменяется. Поэтому для того, чтобы не приобрести некачественный товар, рекомендуется придерживаться нескольких простых правил. Первое и самое главное: КМЦ-клей представляет собой белый порошок. Если это так, то он быстро растворяется в воде, не образуя при этом комков, и клеит отменно. Если же покупаемый клей имеет желтый цвет и вместо порошка в пакете стружка, то это явный признак того, что перед вами продукция плохого качества. Особенно опасно это для бумажных обоев: такой клей может легко просочиться через них и своей желтизной испортить внешний вид, к тому же он долго и плохо растворяется в воде.

Различаются клеи на основе КМЦ не только по качеству, но и по предназначению: для легких, средних и тяжелых обоев. Главное их отличие друг от друга — это концентрация карбоксиметилцеллюлозы. Чем она выше, тем больше вязкость такого клея. Это особенно важно для работы с тяжелыми обоями, поскольку клей со слабой вязкостью не будет с нужной силой «схватывать» их и они могут отвалиться. Поэтому нужно следовать правилу: чем толще обои, тем гуще должен быть клей.

Не рекомендуется использовать для импортных обоев отечественные клеи, поскольку результаты могут быть непредсказуемыми. Известны случаи, когда обои меняли цвет, цветовая гамма сдвигалась в сторону иного оттенка, что может быть совершенно неприемлемым.

Всех ошибок в выборе можно избежать, если покупать клей хорошо известных марок или использовать клей того же производителя, что и обои.

Обойные клеи под маркой «Папа» производятся на предприятиях концерна в Германии. Они изготавливаются на основе высококачественной карбоксиметилцеллюлозы и отличаются хорошей клеящей способностью, экономичностью, отсутствием запаха, безвредностью. К тому же благодаря своей основе клеи «Папа» исключают зарождение грибка на стенах, который может привести к появлению желтых пятен на обоях (что особенно важно для обоев светлых тонов).

Помимо «нормального» клея для стандартных бумажных обоев, выпускается клей «Специальный», в основе которого помимо целлюлозы присутствует синтетическая смола, способствующая повышению его клеящей способности. Им можно клеить как бумажные обои всех типов, так и виниловые. Отличительная же особенность клея под маркой «Экстра» — он может использоваться для приклеивания всех типов обоев на стены с некачественной отделкой (например, на грубую штукатурку, и т.п.).

При высыхании клеи не оставляют пятен на обоях и не вступают в реакцию с известью и цементом (т.е. не вспениваются и не теряют своих клеящих свойств). Расход: упаковки хватает для приклеивания 7-8 стандартных рулонов легких обоев, 6-7 рулонов бумажных нормальных обоев, 4-5 рулонов бумажных легких моющихся обоев. Приготовленный клей пригоден к использованию в течение 15 дней.

Универсальный обойный клей «ТD 2000» (Англия) —один из самых экономичных: одной пачки (при наклеивании простых бумажных обоев) хватает для оклейки стен небольшой комнаты размером 3x4 м. В его составе также присутствуют антисептические добавки, которые препятствуют появлению плесени и грибков.

«Клей Рапид» (Франция) подходит для всех типов обоев, экологически чист, не токсичен, не имеет запаха, при высыханий не оставляет пятен. Одной упаковки хватает для приклеивания 5-6 стандартных рулонов тяжелых обоев или 7-8 легких. От других подобных клеев отличается экономичным расходом, что особенно заметно при работе с тяжелыми виниловыми обоями. Клей годен к применению в течение нескольких дней после приготовления.

Клей для тяжелые обоев «ВИНИ-Клей» (Франция) —хороший выбор для приклеивания специальных обоев —виниловых, вспененных, тканевых, полистироловых и т.п. Расход: коробки хватает для приклеивания 4-5 стандартных рулонов тяжелых обоев. Его можно использовать и для простых бумажных обоев, но это будет не экономично — за те же деньги можно приобрести две пачки клея для легких обоев. Из особых свойств можно отметить наличие в составе «ВИНИ-Клея» добавок, предотвращающих появление плесени и грибков. Как и «Клей Рапид», «ВИНИ-Клей» можно использовать в течение нескольких дней после приготовления.

«Экспресс» (Германия) — клей для всех типов обоев. Расход: для тяжелых обоев коробки хватит для приклеивания 3-4 стандартных рулонов, для легких— 7-8.

Универсальность «Экспресса».состоит в том, что чем больше добавить воды при его разведении, тем больше обоев можно наклеить. Но, естественно, чем жиже клей, тем легче должны быть приклеиваемые обои. Он экологически чист, не имеет запаха, при высыхании не оставляетпятен. В приготовленном состоянии клей может храниться две недели.

Клей универсальный «Бустилат-М» (Россия) — не чисто обойный клей, но по старой традиции многие пользуются им именно в этих целях. Однако «консерваторов» стоит предупредить, что «Бустилатом» если уж клеить, то  только тяжелые обои, для легких бумажных — это не лучший вариант. К тому же стоит напомнить, что в отличие от современных обойных клеев, «Бустилат-М» имеет запах.

Для приклеивания велюровых, текстильных, виниловых или стеклообоев также используется дисперсионный клей (например, «Фин Текс»). Он отличается повышенной прочностью, обои, наклеенные с его помощью, не так просто оторвать от стены. Другим преимуществом дисперсионного клея является то, что он влагостойкий и способен долго выдерживать повышенную влажность.

Однако следует заметить, что использовать его в ванной комнате все же не рекомендуется. Дисперсионный клей, в отличие от обыкновенного сухого, выпускают уже готовым к применению, и наносится он непосредственно на отделываемую поверхность, а не на сами обои. Сохнет такой клей около 12 ч.

Технология растворения сухих обойных клеев одинакова и не вызывает затруднений. В эмалированное или пластиковое ведро наливается вода температурой желательно не меньше 25°С. Чтобы исключить образование комков, воду необходимо «раскрутить» палочкой до образования стабильной воронки, в которую тонкой струйкой высыпается содержимое упаковки. Жидкость в ведре нужно непрерывно перемешивать до полного растворения клея. Для полной готовности клей должен постоять от 3 мин до нескольких часов (время всегда указывается на упаковке).

Наносить клей на поверхность можно несколькими способами. Его можно намазать на полотно и сразу приклеить, что обычно используется при приклеивании легких бумажных обоев. Или второй вариант: клей наносится на поверхность, затем ему дают впитаться в основу и потом намазывают еще один слой. Только после этого обойное полотно приклеивается. Обычно чем тяжелее обои, тем гуще должен быть клей, и тем больше времени необходимо для пропитывания. Как правило, порядок работ с обоями описан на их упаковке или в прилагаемой инструкции.

Перед наклеиванием обоев вся поверхность стен грунтуется клеем, разбавленным водой на 20-30%.

 



Наклейка обоев

Во время оклейки стен обоями вы неизбежно столкнетесь с такой проблемой, как розетки и выключатели. Перед наклеиванием обоев крышки с них необходимо снять, предварительно отключив подачу тока. После окончания работы, наощупь определив месторасположение отверстия, сделайте аккуратные крестообразные разрезы острым монтажным ножом в еще влажных обоях. После этого остается отогнуть четыре образовавшихся «лепестка» и поочередно отрезать их. Затем выключатели и розетки устанавливаются на место, закрывая собой неровности отверстия.

При оклейке стен обоями часто возникает сомнение: снимать или не снимать плинтусы? Целесообразнее их снять, а по окончании работ поставить на место, тогда и обои будут лучше держаться, и помещение будет выглядеть более аккуратно.

В первую очередь следует обработать потолок. При маленькой площади помещения оклейку стен начинают от окна, при большой поверхности — от наиболее крупного элемента помещения, например, камина и пр. Заканчивать оклеивание нужно в том месте, где схождение обеих поверхностей (потолка и стены) будет наименее заметно: над дверью, в углу, за камином, вдали от окна, в месте, где портьеры скроют стыки, или в углу, где будет находиться высокая мебель.

Гораздо удобнее, если вы будете наклеивать обои с помощником, особенно если они с узором, который необходимо подгонять. Он может промазывать каждое полотнище клеем и подавать вам, в то время как вы стоите на столе, стуле или стремянке. При оклеивании потолка лучше всего работать так: пока один прикладывает и прижимает полосу обоев, другой придерживает щеткой с длинной ручкой оставшийся, еще свернутый кусок полосы, наверху. Если же вам приходится работать в одиночку, клеить полотнище на потолок следует так: сначала собрать его в «гармошку», затем зафиксировать край относительно соседнего полотнища, после чего приклеить полностью, постепенно распрямляя «гармошку» и придерживая ее небольшой круглой палочкой.

Обои режут на ровной устойчивой поверхности. Если вы режете обои монтажным ножом, то как можно сильнее прижимайте к полотну стальную линейку, чтобы не допустить расслоения волокон.

В процессе нарезания рулонов на полотнища необходимо учитывать раппорт (периодичность повторения) узора, наличие которого требует тщательного подбора соседних полотнищ по высоте для совпадения рисунка. Некоторые виды обоев (однотонные, обои под покраску без упорядоченной фактуры и т.п.) не имеют раппорта, что практически полностью исключает образование отходов и существенно ускоряет работу с ними.

Не забудьте обратить внимание на маркировочные символы, которые имеются в инструкции, вложенной в каждый рулон обоев.

Первое полотнище отрезается с некоторым припуском (50-70 мм) по длине для окончательной подгонки. Прежде чем отрезать следующие, необходимо наклеить первый отрезок, чтобы можно было видеть, как много нужно оставить для того, чтобы все последующие полотнища совпадали.

Первым делом следует отбить веревкой, окрашенной мелом, контрольную линию на потолке. По ней будет выравниваться край первого полотна. Для этого на расстоянии около 10 мм (на расстоянии, равном ширине рулона, если не предусмотрены бордюры и филенки) от стены, где находится окно, протягивают по потолку и закрепляют по краям веревку, покрытую мелом. Если ее оттянуть немного вниз, а потом отпустить, то мел оставит на потолке линию. Вдоль этой линии и будет проходить край первого полотна.

В подавляющем большинстве случаев клей наносится на обратную сторону обоев, но некоторые виды обоев (например, флизелиновые) предусматривают нанесение клея непосредственно на стену, что обязательно указывается в инструкции по применению.

Клей на полотнища обоев наносят щеткой, равномерно распределяя его по поверхности: сначала наносят полоску клея посередине, затем смазывают удаленную сторону полотнища и, наконец, край, который ближе к работающему. Особенно тщательно следует промазывать кромки обоев, в противном случае они будут отставать от стены на стыках полотнищ.

Лучше всего сначала смазывать клеем кромочные части, затем всю поверхность полотнища, и напоследок — снова хорошо смазать кромки.

На краях обоев должно быть достаточное количество клея, поэтому лучше смазывать их движениями кисти вдоль полотнища, заходя за края обоев. При этом  следите, чтобы клей не стекал с кромок, иначе при наклеивании на стену он будет переходить на лицевую сторону уже наклеенных обоев и оставлять на них желтые пятна. Остатки клея необходимо сразу же удалять мягкой чистой тряпочкой.

Для нанесения клея полотнища обоев кладутся лицевой стороной вниз одно на другое на покрытый макулатурой стол или просто на пол. Затем при помощи макловицы, малярного валика или кисти обратная сторона обоев покрывается клеем, избегая попадания последнего на края полотнищ обоев, расположенных ниже. Для этого верхнее полотнище отодвигают на 5-10 см в сторону от нижележащего. Таким образом, кромки нижележащих полотнищ предохраняются от клея. Складывать одно на другое больше десяти полотнищ не рекомендуется, потому что их края могут загрязниться при нанесении клея.

Затем, для того чтобы клей лучше впитался, обои складывают следующим образом: от низа — к середине, и от верха — к середине, промазанными поверхностями внутрь. Смазанное полотнище укладывают на чистую бумагу, расстеленную на полу, и оставляют для пропитки клеем на 3-7 мин (время обычно указано на упаковке клея).

Необязательно выдерживать это время с точностью до секунды, но и сильно «передерживать» также нежелательно. В первую очередь это касается дешевых бумажных обоев, которые могут разбухнуть до такой степени, что начнут расползаться в руках. Тонкие обои можно наклеивать на стену сразу после нанесения клея.

Все полотнища должны пропитываться одинаковое количество времени.

Если вы приобрели самоклеющиеся, так называемые мокрые обои, которые уже имеют слой сухого клея на оборотной стороне, то для того, чтобы их наклеить, необходимо подготовить емкость соответствующего размера, в которую следует налить прохладной воды. Далее полотнище скатывают клеевым слоем наружу (свободно, чтобы клеевой слой не контактировал с лицевой поверхностью обоев) и опускают в воду для того, чтобы активизировать клей, при этом на поверхности полосы не должно остаться пузырьков воздуха. В воде полотнище необходимо выдержать несколько минут (точное количество времени выдержки самоклеющихся обоев указывается в инструкции к обоям). После смачивания обои должны быть оставлены на время для впитывания влаги (время также должно быть указано в инструкции). Воду следует менять через каждые три-четыре полотнища. Наклеивать на стену такие обои следует обычным способом.

После этого, как уже говорилось, с помощью помощника, обои начинают наклеивать на потолок. Необходимо сделать запас 50 мм в месте соприкосновения с конечной стеной и запас 12 мм в месте соприкосновения с угловой стеной. Направление наклеивания проверяется при помощи начерченной линии: очень важно, чтобы первое полотнище легло ровно.

Одной рукой придерживают щетку с мягкой щетиной (и «гармошку» обоев, если вы работаете самостоятельно), в то время как другой осторожно прикладывают верхний участок полотна к потолку, ориентируясь на контрольную линию. Затем этот отрезок обоев плотно прижимают и разглаживают щеткой по направлению от середины к краям. Когда все полотнище уже наклеено, необходимо проверить его на предмет наличия морщин и неплотностей.

Если обои гладкие, можно использовать резиновый валик для разглаживания швов; если это обои высокого тиснения или рельефные, то можно использовать только Щетку, легкими похлопываниями которой стыкуются швы.

Второе полотно укладывают по краю первого. Следите за тем, чтобы шов был чистым и полотна подходили вплотную друг к другу. Следующие полотнища наклеивают последовательно, с заходом на стену, оставляя запас 12 мм. Тяжелые бумажные обои и крупнорельефные виниловые обои наклеивают без захода на стену.

При наклеивании также следует помнить, что виниловые обои имеют большой коэффициент линейного растяжения (кроме обоев из твердого винила) и при нанесении клея сильно растягиваются, а при высыхании — сжимаются. В результате этого швы между полотнищами обоев при нарушении технологии работ или неправильном выборе клея могут разойтись. Клеить их следует встык, а разглаживать валиком.

Аккуратная стыковка со стеной достигается следующим образом: тупой стороной ножниц проводят по углу между стеной и потолком, вдавливая обои, чтобы наметилась линия отреза. Потом слегка отводят полотно и отрезают его по четко видимому излому. Линия отреза в этом случае будет ровной.

В том месте, где подвешена люстра, делают крестообразный надрез, чтобы обои не морщинились. Здесь не нужна точность до миллиметра, так как позже колпачок, прикрывающий крепление люстры к потолку, закроет и надрез в обоях.

До начала работы на стене при помощи отвеса отбивается вертикальная линия, служащая ориентиром при наклеивании первого полотнища.

Начинать нужно обязательно не с угла, а со второго от угла листа. Это связано с тем, что в наших квартирах практически нельзя найти ни одного прямого угла. Таким образом, разметка линии на стене проводится с учетом того, что второй (угловой лист) должен маленькой полосой переходить на другую стену, поэтому разметочную линию смещаем на 3-5 см в сторону угла.

Разметка делается следующим образом. Вверху потолка обычным карандашом ставим вертикальную риску. Приставляем к риске отвес и делаем несколько отметок. После этого простой линейкой соединяем риски, прочерчивая вертикальную линию от потолка до пола. Берем отвес и сравниваем проведенную линию с отвесом. Сделать это надо как можно точнее, так как допущенная погрешность будет увеличиваться с каждым поклеенным листом обоев.

Современные обои клеятся только встык, поэтому последовательность монтажа полотен (от окна к двери или от двери к окну) никакого значения не имеет. Приклеивая полотнище к стене, ориентируйтесь сначала на вертикальную линию, отбитую мелом, затем — на вертикально расположенную кромку уже наклеенного соседнего полотнища, чтобы не получился перекос.

Маленькие надрезы по кромке первого полотнища, переходящей на следующую стену, позволяют ему лечь ровно, скрывая неровности стены.

Если ясно просматриваются неровности угла, лучше не клеить полотнище целиком, а пользоваться более узкой полосой обоев, разрезав полотнище вдоль. Тогда бумажное полотно наклеится без складок.

По высоте стен отмерьте нужную высоту обоев, добавляя по 10 см на выравнивание неровностей у пола, и по этой мерке нарежьте необходимое число полотнищ. Нарезая каждое последующее полотнище, обращайте внимание на совпадение линий рисунка.

При наклеивании следите за тем, чтобы верхние кромки обойных полотнищ совпадали с горизонтальной линией карниза.  Этому не стоит уделять особого внимания, если по верхней линии обоев будет наклеен бордюр —тогда небольшие отклонения от горизонтали станут незаметны.

Оклейку выполняют вдвоем. Один берет пропитавшееся клеем полотнище обеими руками и, стоя на столе, развертывает и верхний край прикладывает к стене. Помощник, стоящий на полу, поддерживает нижний конец полотнища и помогает совместить кромку с вертикальной линией, отбитой на стене. После того как верхняя горизонталь полотнища зафиксирована и прижата к стене, с силой проведите щеткой по поверхности обоев до границы их сгиба. Затем отогните нижнюю половину, отведите ее слегка «на себя» и продолжите вертикальное прижимающее движение щеткой до низа. Теперь вернитесь к верхней части полотнища и сделайте серию разглаживающих движений «елочкой» вправо и влево от центра, вытесняя пузырьки воздуха. Использовать для этой цели тряпку не рекомендуется, поскольку на некоторых видах обоев — чаще всего бумажных — краска может смазаться.

Если у края полотнища выступил клей, его необходимо сразу же вытереть чистой влажной тряпкой. По клею, выступившему из шва, нельзя проводить щеткой, иначе можно загрязнить обои. Если клей выступает из шва, значит, его нанесено слишком много.

После приклеивания полотнища выступающие сверху и снизу края обоев обрезаются острым монтажным ножом по металлической линейке. Тупой нож сминает и рвет бумагу, поэтому менять или затачивать лезвие следует достаточно часто. В качестве линейки можно использовать прямой штапель из пластмассы. Он достаточно гибкий, им хорошо уплотнять обои в углах и сглаживать маленькие неровности.

Чтобы убрать излишки обоев вверху и внизу, шпатель крепко прижимают к углу, а затем проводят ножом по лицевой стороне обоев. Нож держат с небольшим наклоном, чтобы точнее прорезать волокна ткани. Ведут нож ровно и не слишком быстро.

Если обои клеят вплотную к потолку, то край полотнища, примыкающий к нему, подворачивают примерно на 5 см, чтобы клей не испачкал потолок. После приклеивания и разглаживания полотнища карандашом отмечают, сколько нужно отрезать от полосы вверху, если она была подвернута у потолка. Аналогично приклеивают и все остальные полотна.

Приклеивание второго полотнища начинается с подгонки рисунка. Совмещая вверху рисунок, пальцами аккуратно смещайте к первому полотнищу левый край второго.

Там, где два полотна сходятся друг с другом, возможно отслоение и заворачивание краев наружу, если клея, недостаточно или он высох до того, как схватиться со стеной. Чтобы избежать этого, следует дополнительно промазать клеем стены в местах стыковок и затем тщательно пригладить края резиновым валиком.

Нетканые обои прикладывают к стене, как обычные. Это значит: вы крепко держите полотно за верхние края, а свернутую часть отпускаете. За счет своего веса (нетканые обои тяжелее обычных,, что в данном случае является преимуществом) полотно само выравнивается, в то время как при работе с более легкими бумажными обоями положение покрытого клеем полотна нередко приходится корректировать.

Нетканые обои не только тяжелее, но и порой шире обычных. Так, они выпускаются шириной от 53 см до 1 м. Работать с обоями шириной 1 м несколько неудобно. Но зато полотно можно двигать на стене. При этом тяжелый и плотный материал не собирается в складки и тем более не рвется, как это случилось бы с бумажными обоями.

Полотно прикладывают к стене так, чтобы оставался запас внизу и вверху. Потом выравнивают по вертикали.

Обработка углов требует повышенного внимания. Если соединение двух полотен встык приходится на угол, то может проглядывать фон, чего ни в коем случае нельзя допускать. При этом надо иметь в виду, что такой угловой стык невозможно откорректировать монтажным ножом. Кроме того, если одно полотно полностью лежит на стене, а до угла остается открытым участок стены в виде узкой полоски, то покрывать его такой же узкой полоской обоев нецелесообразно: последняя может «сползать».

Именно по этим причинам, как уже указывалось выше, одно из полотен должно всегда немного заходить за угол.

Для красивого стыка в углу надо заранее просчитать размеры и, возможно, заузить не только последнее, но и предпоследнее полотно обоев, тогда они состыкуются с первым без щелей.

Рекомендуется использовать метод «двойного разреза», когда последнее полотнище ложится внахлест на первое, после чего по нахлесту делается отрез. Для отреза нахлеста используется острый нож и металлическая линейка. Следует крепко прижать линейку, чтобы отрезать толщину двух слоев обоев. Затем нужно удалить обрезок, поднять угол полотнища и медленно снять оставшийся отрезанный кусок со стены. Необходимо использовать нож и линейку на всех участках, которые подогнаны не до конца. Соединяя углы полотнищ вместе, приклейте их, используя по мере надобности немного клея.- Соединение получится идеальным.

В углу не обязательно стыковать обои по рисунку, это не скажется на восприятии комнаты, важно, чтобы рисунок совпадал на стене.

К дверям при наклейке обоев обычно подходят с одной стороны, и никогда — с двух. Полоса, захватывающая по площади часть двери, разрезается вертикально до верхнего края дверной рамы. Вдоль вертикального края полоса прижимается к стене, а выступ обрезается. Выступ над дверной рамой подгоняется и снизу так же обрезается.

Оконные ниши. Выровненная по отвесу полоса приставляется к стороне окна таким образом, чтобы выступ «вокруг угла» доходил до рамы окна (с надбавкой). Тогда полоса надрезается на высоте подоконника и верхнего края окна, так, чтобы выступ можно было загнуть в нишу. Выступы на оконной раме и на подоконнике обрезаются. После этого над верхним краем окна и под подоконником можно клеить обои. Те же операции проводятся и по другусторону окна.

Радиаторы. Рекомендуется оклеивать стену обоями не дальше, чем на 10-20 см за радиатор. Если же    обоями будет покрыта вся поверхность стены за радиатором, то лучше полосу обоев разрезать на ленты шириной около 10 см, и прижимать их узким роликом с длинной ручкой сверху, снизу и сквозь ребра радиатора. Однако целесообразнее все-таки покрасить стену за радиатором краской под цвет обоев.

Наклеивание обойных бордюров. Существует множество различных видов бордюров, включая и самоклеющиеся, поэтому до начала работ следует обязательно прочитать инструкцию производителя. Кроме того, перед наклейкой бордюра вам нужно предварительно отметить горизонтальную линию карниза, используя натертый мелом шнур.

Следует иметь в виду, что даже применение специализированных бордюрных клеев не обеспечивает приемлемого результата: через небольшой промежуток времени бордюр начинает отклеиваться от поверхности виниловых обоев, а иногда просто отваливается. Только наклеивание бордюрной ленты непосредственно на поверхность стены гарантирует многолетнюю службу обоев с этим декоративным элементом.

Технология наклеивания бордюра выглядит следующим образом. По всему периметру комнаты на нужной высоте отбивается горизонтальная линия. После этого наклеивают верхнюю (над бордюром) часть обоев, нижняя кромка которых обрезается по нанесенной линии с помощью монтажного ножа и металлической линейки. Бордюр, предварительно пропитанный клеем, наклеивается встык к кромке обоев, причем его нижний край (15-20 мм) к стене не прижимается. Полотнища обоев нижнего ряда заводятся под бордюр и обрезаются по его нижнему краю. Отрезанную полоску удаляют, после чего бордюр окончательно приклеивают к стене. Эта работа требует большого внимания и аккуратности, но обеспечивает получение идеального (и долговечного) соединения бордюрной ленты с обоями.

Наклеивание бумажного бордюра поверх бумажных обоев никаких затруднений, как правило, не вызывает, но результат получается хуже. В этом случае также рекомендуется придерживаться технологии, приведенной выше.

Если вы клеите рельефные обои, то лучше всего сначала приклеить бордюр, а потом точно подогнать к нему полотнища обоев сверху и снизу. Для чистой подгонки рекомендуется использовать специальную линейку для обрезания краев. В этом случае также используется специальный бордюрный клей.

В месте стыка бордюров применяется метод «двойного разреза», после чего излишки клея удаляются при помощи влажной губки.

 



Важные мелочи

Если при наклеивании образуются складки, значит, под обоями возникла воздушная пробка. В этом случае следует осторожно отклеить полотнище, нанести на него клей повторно. Если же и после этого пузыри не исчезают, то обои недостаточно пропитались клеем. Маленькие складки исчезают после высыхания. Пузыри можно проткнуть иглой или прорезать лезвием.

В процессе наклеивания обоев и до их полного высыхания необходимо исключить всякую возможность возникновения сквозняков. Сквозняки вызывают неравномерное высыхание обоев и, как следствие, их неравномерную усадку, что может привести к расползанию стыков, некачественному приклеиванию полотнищ и даже нарушению целостности обоев. Лучше всего оставить окна закрытыми на 2-3 суток. Проветривают помещение только после полного высыхания обоев.

Во время оклеивания стен обоями нежелательно допускать попадания на них прямых солнечных лучей. Если вы выполняете свою работу в жаркий солнечный день, не поленитесь прикрыть окна старыми светлыми занавесями или белой плотной бумагой.

 



Виды обоев под покраску

Сегодня вместо обоев с рисунком многие предпочитают обои, поверхностная структура которых напоминает рельефную штукатурку (в обиходе — «рогожка»). Они не только интересны, но и практичны: рельефные обои можно неоднократно перекрашивать, тогда как обои с рисунком, когда они теряют вид, приходится заменять новыми. Простота окраски и изысканный вид рельефных обоев — вот главные, но не единственные аргументы, объясняющие рост внимания к ним со стороны потребителей. Ведь это еще и способ сравнительно быстро и дешево обновить отделку своего дома, своей квартиры. Рельефные обои имеют еще одно достоинство: к ним подходит практически любая краска, а они, в свою очередь, — к любой обстановке.

Бумажные структурные обои под покраску выпускаются на бумажной и флизелиновой основах, обычно в рулонах большой длины. Они пропитываются специальным водоотталкивающим составом и выпускаются с различной структурой неокрашенной поверхности. Такие обои изготавливаются по специальной технологии из особо тяжелой волокнистой макулатуры. Окрашивание придает покрытию дополнительные защитные свойства.

Обои этого типа позволяют легко скрывать трещины на стенах и незначительные неровности основания, что снижает требования к качеству подготовки стены, кроме того они обладают способностью паропропускания.

Их можно перекрашивать в любые цвета дисперсионными красками. Количество покрасок, которые они способны выдержать, зависит от их плотности (в среднем от 5 до 15 покрасок). Помимо традиционной однотонной окраски можно применять различные «спецэффекты»: перенесение на стену с помощью шаблона бордюров, нанесение узоров губкой, тряпкой, и т.д.

Следует иметь в виду, что устойчивость покрытий к влажной уборке целиком зависит от качества применяемой краски. По фактуре поверхности их можно разделить на две категории: структурные, или тисненые (двухслойные, трехслойные), и грубоволокнистые (с наполнителем из опилок). Выпускаются и уже покрашенные фабричным способом обои, но их также можно в дальнейшем перекрашивать. Однако в неокрашенном виде стыки будут так же заметны, как и на обычных бумажных обоях.

Под покраску выпускаются также и покрытия с верхним слоем из вспененного винила,

которые также можно неоднократно перекрашивать в любой цвет. Они могут быть с основой либо из бумаги, либо из флизелина, на которую напылен (в виде всевозможных рельефов) вспененный винил. Помимо белых выпускаются также и цветные, уже готовые к применению обои.

Флизелиновая основа существенно упрощает работу с такими обоями: как уже говорилось выше, они клеятся в сухом виде на намазанную клеем стену. По износостойкости они уступают чисто флизелиновым обоям под покраску, однако имеют больше вариантов декоративного оформления стен. Например, для имитации отделки стен цветными цементами полотно окрашивается с обратной стороны. Окрасочный состав пропитывает флизелин насквозь, а виниловый рельеф остается неокрашенным. После высыхания краски обои наклеиваются на стену.

Интересный результат получается при окраске обоев сильно разбавленной краской. В этом случае окрасочный состав наносится на лицевую сторону обоев. После этого поверхность протирается мягкой тканью, которая частично или полностью (в зависимости от желания) освобождает рельеф от краски, оставляя фон нетронутым.

Флизелиновые тисненые обои под покраску допускают многократное перекрашивание и обладают повышенной паропроницаемостью; Окрашенные флизелиновые обои внешне ничем не отличаются от виниловых, однако они эластичнее, более износостойки, на них не остается следа от нажатий и царапин в случаях, когда винил был бы поврежден. При наклеивании на стену флизелнновые обои разглаживаются, даже если они были деформированы в рулоне, поэтому материал очень удобен в работе.

Флизелиновые обои клеятся на все виды штукатурки, пористый бетон, гипсокартон, бумагу, дерево и панели ДСП. Поскольку ткань-основа достаточно прозрачна, рекомендуется наносить краску более тщательно.

Отделочники применяют интересный прием предварительного окрашивания подложки. Подготовленную поверхность окрашивают краской темного и насыщенного цвета и уже по ней наклеивают обои. За счет прозрачности основы получается оригинальное решение: оттененная основа и белый рисунок (вспененная целлюлоза).

Стекловолокнистые обои прочны и эластичны. Сочетание этих свойств делает их устойчивыми к деформации. Стекловолокно является химически нейтральным материалом, его отличает исключительная водонепроницаемость и долговечность (обои легко выдерживают частое мытье с применением щетки). Прочность стекловолокнистых обоев настолько высока, что позволяет закрывать небольшие щели в штукатурке.

Стекловолокнистые обои могут быть наклеены практически на любую поверхность. Ими даже можно обклеивать двери, дверцы встроенных шкафов и другую мебель. Данный тип отделочных материалов удобен также тем, что при замене обоев их не снимают, а шпаклюют и затем наносят другое покрытие, то есть на стене остается армирующий слой.

Для окраски стекловолокнистых обоев применяются специальные краски (особой вязкости) — матовые, глянцевые. Глянцевые краски сильнее подчеркивают фактуру обоев. Перекрашивать можно многократно, но чем тоньше структура и мельче рисунок, тем быстрее он сгладится (после нанесения нескольких слоев краски), «потеряет» рельеф. Высокие же рельефы полностью сохраняют свою структуру при многократном перекрашивании.

При покупке стеклообоев не стоит экономить на качестве. Специалисты отмечают, что, когда разворачиваешь рулон дешевых обоев, полотно сразу может трескаться и крошиться. Это значит, что технология производства не была выдержана, обои не пластичны в должной степени.

Текстильные джутовые обои после наклейки на стену можно окрашивать дисперсионными красками.


Наклейка и покраска

Основа для рельефных обоев должна быть предварительно обработана так, чтобы она была чистой, гладкой, твердой и пригодной для нанесения клея.

Работа с бумажными структурными обоями несложна, отличие от обычных обоев в том, что клей наносится на стену. Главное, о чем нужно помнить при работе с бумажными обоями, это то, что несмотря на заверения производителей о формоустойчивости обоев, бумага при контакте с влажным клеем впитывает воду и разбухает. Поэтому случаются рецидивы расползания обоев на стыках после высыхания. Кто-то выходит из положения при помощи шпаклевки (все равно сверху пойдет краска), но мы рекомендуем вам быть особенно внимательными и использовать по возможности многослойные, плотные обои.

Полотна наклеивают встык. Если обои имеют четко выраженный рисунок, надо следить за тем, чтобы он по краям полотен совпадал. Приглаживать стыки печатных обоев можно только мягкой щеткой (никогда не используйте жесткий инструмент, например валик).

Стекловолокнистые обои хорошо режутся при помощи ножниц и монтажного ножа. При этом обязательно оставляется припуск 5-10 см. Важно не повредить кромку ткани. Если же это произошло, то кромку нужно отрезать ножом по линейке. Но даже волокно очень высокого качества при резке крошится на мельчайшие кусачки. Поэтому необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

— до окраски работу с обоями проводить в одежде с длинными рукавами и в перчатках;

— после оклейки помещения провести очистку воздуха с применением водяного фильтра, чтобы удалить мельчайшие частицы стекловолокна и предотвратить попадание их в организм.

Полотнища клеятся встык, при этом должно обеспечиваться совпадение структурного узора на соседних полотнах.

Специальный клей для стекловолокна наносится непосредственно на стену при помощи валика. Сильно впитывающие поверхности предварительно грунтуются клеем, разбавленным водой. За один раз наносится клей для одного полотнища, которое сразу же укладывается и разглаживается мягким валиком.

После наклейки поверхность стеклообоев покрывается клеем, разбавленным водой, что обеспечивает лучшее сцепление с краской. Когда клей высохнет, можно наносить любую краску для стен.

Краска, которую наносят на рельефные обои, не должна быть слишком густой. Это может быть дисперсионная краска с матовой и шелковисто-матовой поверхностью (устойчива к мытью и истиранию), либо акриловая краска, образующая блестящую, прочную к истиранию поверхность. Можно использовать и латексные краски, и полиуретановые лаки-краски. Краска наносится валиком.   Чем тоньше слой краски, тем лучше виден рельефный узор или тисненый рисунок обоев.

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B1%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B8;limit:5;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B1%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B8;exclude:258,279,13,302,216,116,188,190,262,184,111,62,110,89,128,286,108,106,194,112;limit:10;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}