Общие требования к системам канализации сточных вод
Канализация в доме предназначена для сбора, отведения и очистки сточных вод, которые образуются в результате жизнедеятельности человека при использовании воды для гигиенических и хозяйственных потребностей, а также приема и обработки фекалий. Канализация своими руками — один из основных необходимых элементов благоустройства жилого дома, создающих для жителей комплекс необходимых бытовых удобств.
В случае оборудования туалета смывным бачком при смыве фекалий образуются сточные воды, которые отводятся по общим трубопроводам совместно со сточными водами от умывальников, ванн и кухонных раковин (хозяйственные фекальные или бытовые сточные воды).
Хозяйственно-фекальные, или «серые» сточные воды по внутренним трубопроводам подводятся к выпуску из дома (трубопровод, пересекающий границу строения), после чего поступает в наружную сеть канализаций: вначале в дворовую, затем — в уличную, при наличии в данном населенном пункте централизованной канализационной сети и специальных сооружений для очистки и обеззараживания стоков.
При отсутствии централизованной сети сточные воды приходится отводить и очищать застройщику каждому самостоятельно (местная канализация).
http://www.youtube.com/watch?v=Rs8OcI0WMiA



Устройство централизованной канализации
В зависимости от того, какие сточные воды поступают в канализационную сеть, различают канализацию общесплавную и раздельную. При общесплавной канализации дождевые и талые воды, поступают в канализационную сеть совместно с бытовыми стоками.
При раздельной канализации дождевые и талые воды поступают в отдельно прокладываемые водостоки (ливневкм) по которым они без очистки сливаются в открытые водоемы (реки, озера, пруды и т. д.). Раздельная канализация — это наиболее распространенный способ канализации и очистки, требующий наименьших материальных затрат и трудоемкости. Сточные воды из зданий поступают в дворовые линии и далее в трубы городской (поселковой) канализации, присоединенные к городскому канализационному коллектору. Для движения сточных вод трубы необходимо укладывать с уклоном, постепенно заглубляя их в землю. Если заглубление превышает уровень реки или водоема, в который выпускаются сточные воды, то в этом случае в конце коллектора устраивают станцию перекачки со специальными фекальными насосами, перекачивающими сточные воды по напорному коллектору на городские очистные сооружения.
Методы очистки сточных вод зависят от их состава и поэтому весьма разнообразны. В городской канализации первым этапом является механическая их очистка в решетках, песколовках и отстойниках, где задерживаются керастворенные в сточных водах загрязнения.
Накапливающиеся в отстойниках осадки (ил) перегнивают в метантенках, где процесс перегнивания ускоряется путем перемешивания и подогрева осадков. Выделяющийся при перегнивании газ метан используют как топливо для нужд станций, а перегнивший, обезвоженный и подсушенный ил используют как удобрение.
Последующим этапом очистки сточных вод является их биологическая очистка — при помощи микроорганизмов, которые при наличии кислорода питаются органическими загрязнениями, находящимися в сточных водах.
Различают два вида биологической очистки:
1) Естественный, при котором сточные воды пропускают через специально подготовленную для этой цели почву,— на полях фильтрации или полях орошения.
2) Искусственный в аэротенках — резервуарах, в которых сточные воды с добавленным к ним активным илом продувают воздухом, поступающим из компрессоров (станция аэрации). Следующим этапом искусственной очистки являются вторичные отстойники, где выделяется тот активный ил, который далее направляется в аэротенки. Очищенные во вторичных отстойниках сточные воды далее обеззараживаются электролизом или при помощи жидкого (газообразного) хлора (в контактных резервуарах) и направляются в открытые водоемы.
Устройство внутридомовой и дворовой канализационной сети
Участок труб от основания стояка до ближайшего смотрового колодца дворовой сети называют выпуском; при диаметре трубы 50 мм его наибольшая длинна 6 м, при 100 мм и более — 8 м. Последний (считая по направлению движения сточных вод) колодец дворовой сети называют контрольным. После этого колодца сточные воды через соединительную ветку поступают в городской колодец и далее в уличную канализационную трубу. Смотровые колодцы устраивают в местах поворотов или изменения уклонов или диаметров, а также присоединения новых линий. Колодцы ставят на прямой линии, если ее длина превышает 40 м (при диаметре трубы 125 мм) или 50 м (при диаметре 150 мм и более). Колодцы выполняют из кирпича или сборными из бетонных колец. Толщина стенок кирпичных колодцев в сухих грунтах равна 1/2 кирпича, а в мокрых — одному кирпичу. Поверхность крышки чугунного люка колодца должна находиться на уровне покрытия двора.
Способ укладки труб зависит от того, каким материалом будут заделываться стыки — глиной или битумной мастикой. В первом случае в траншею опускают и укладывают по одной трубе. Во втором — трубы стыкуют на поверхности земли в звенья по 3 м и после заделки раструбов такое звено опускают в траншею. Глиняный стык дешев и прост. Но если недалеко от прокладываемого трубопровода растут деревья с глубоким проникновением корней в землю, стык может быть быстро разрушен. В таких случаях более целесообразно заделывать раструб битумной мастикой. Канализационные трубы всегда следует укладывать раструбом навстречу потоку жидкости. Правильность укладки трубопровода по заданному уклону проверяют при помощи нивелира. Дворовые сети прокладывают с уклоном не менее 0,007. При меньшем уклоне сточные воды будут двигаться по трубопроводу с чрезмерно малой скоростью, а находящиеся в них твердые вещества выпадут в осадок и постепенно засорят трубы. При уклоне, большем 15 мм на 1 м, трубы будут истираться и поэтому данную величину считают максимальной.
Внутренние канализационные сети прокладывают:
1) Открыто — в подпольях, подвалах, коридорах, технических этажах с креплением трубопроводов к стенам, колоннам, потолкам и др.
2) Скрыто — с заделкой в строительные конструкции перекрытий, в земле, каналах, бороздах в стенах, подшивных потолках и др. Не разрешается прокладывать канализационные сети под потолком, в стенах и полу жилых комнат и под потолком кухонь. Широкое распространение в последнее время получил способ монтажа канализации жилых зданий с прокладкой стояков и подводок систем канализации, холодного и горячего водоснабжения открыто — в санитарно-технических блоках или кабинах. Санитарно-технические блоки выпускаются как для смежных так и для одинарных санузлов.
Очистные сооружения местной канализации
При отсутствии в зоне застройки централизованной канализационной сети, сточные воды приходится отводить и очищать каждому застройщику самостоятельно, т. е. возводить очистные сооружения местной канализации.
Очистные сооружения местной канализации предназначены для снижения количества загрязнений в сточных водах до степени, при которой обеспечивается их фильтрация в водопроницаемый грунт (при отсутствии опасности загрязнения грунтовых вод, используемых для целей водоснабжения) или сброс в водоем.
В любом случае место выпуска очищенных сточных вод, а также предполагаемая степень очистки должны согласовываться с органами санитарно-эпидемиологической службы, с органами охраны природы и водных ресурсов района и местной администрацией. Строительство очистных сооружений возможно только по проекту, выполненному проектной организацией имеющей соответствующую лицензию. Проект должен предусматривать весь комплекс природоохранных мероприятий и в обязательном порядке иметь привязку к месту и согласования всех заинтересованных организаций и служб.
В процессе очистки большая часть органических загрязнений, содержащихся в сточных водах и способных к загниванию, превращается в инертные вещества, а количество микроорганизмов, в том числе и болезнетворных, снижается во много раз. Эпидемиологическая опасность сточных вод после очистки становится незначительной, однако при сбросе очищенной воды в водоем санитарные органы, как правило, требуют обеззараживания сточных вод.
В зависимости от используемых сооружений различают естественную и искусственную очистку сточных вод:
• естественная биологическая очистка протекает в основном с использованием самоочищающей способности почвы, грунта или воды в открытом водоеме. Она обусловлена жизнедеятельностью микроорганизмов или водорослей, для которых загрязнения сточных вод становятся источником питания;
• искусственная биологическая очистка сточных вод проводится в специально созданных сооружениях, в которых поддерживается повышенное содержание микроорганизмов и водорослей, обеспечивающих удаление загрязнений.


{module Построим дом}

Скрипящие полы портят вам настроение

также  читаем...(перейти)...

Скрипящие полы портят вам настроение

http://www.youtube.com/watch?v=FSblM6q5T64

В вашем доме настелены дощатые полы. Внимательно приглядитесь к ним. С течением времени между досками появляются щели, полы начинают скрипеть.
Ремонт дощатых полов обычно заключается в сплачивании досок между собой, замене отдельных износившихся досок, заделке щелей, а иногда требуется полная перестилка полов.
Мелкие трещинки в полу можно заделать специальной замазкой, которую легко приготовить в домашних условиях. Возьмите 50 г цемента, 50 г обыкновенных опилок, 20 г столярного плиточного клея и 150 г воды. Клей замочите в указанном количестве воды и варите до тех пор, пока он полностью не растворится. Снимите горячий клей с огня и, потихоньку подсыпая, добавьте опилки и цемент, тщательно перемешивая смесь, чтобы добиться однородной массы. Добавьте сюда же сухую строительную краску под цвет пола. Замазка готова. Приготовленную замазку поставьте в горячую воду, чтобы она не остыла. Наносить замазку следует в горячем виде.
Перед тем как заделывать этой замазкой трещины в досках, хорошенько очистите их от грязи и пыли пылесосом. Если доски перед этим уже подвергались ремонту и сохранилась старая замазка, ее необходимо удалить. Щели смочите клеевым составом. После того как вы заделали щели замазкой, ее необходимо просушить хотя бы в течение 12 часов. Когда замазка полностью затвердеет, осторожно обработайте ее наждачной бумагой. Мыть отремонтированные таким способом полы можно не раньше, чем через 15-20 дней.
Если дощатые полы скрипят и между досками образовались большие щели, нужно сплотить пол. Сплачивать, а также перестилать полы лучше всего ранней весной или в конце зимы. После отопительного сезона доски хорошо просыхают, и тогда перестилка полов или их ремонт будут более качественными. Летом же, когда погода часто меняется, доски впитывают в себя много влаги, и впоследствии может оказаться так, что ваш новый пол окажется с щелями между половицами. Если же возникла необходимость сплачивать пол летом, выберите такое время, которому предшествовала жаркая погода в течение, по меньшей мере, двух недель.
Итак, начинаем сплачивать пол. Сперва выньте гвозди, которыми половицы (доски пола) прибиты к лагам. Отступив от стены на две-три доски, выньте одну доску, вбейте в лаги скобы, при помощи клиньев сплотите доски пола и прибейте их гвоздями. После этого выньте скобы, уложите доску на место, а потом в том же порядке можете сплачивать остальные доски. Неизбежно после сплачивания в полу образуется щель, которую заделывают при помощи заранее приготовленной рейки. Ее вставляют в щель и прибивают к лагам и соседним доскам. Рейка непременно должна быть из сухого дерева, иначе она усохнет и в этом месте вновь появятся щели. Длина гвоздей для прибивания досок должна быть не менее их трехкратной ширины, примерно 150 мм.
Перестилка полов проводится в том случае, когда требуется замена одной или нескольких досок. Прежде чем снимать доски, оторвите плинтусы и пометьте доски по номерам. Сначала оторвите первую и последнюю доски, и только потом все остальные. Выньте гвозди из досок, замените прогнившие доски на новые сухие, пристрогайте кромки досок вплотную друг к другу и уложите их по порядку. Когда вы убедитесь, что доски плотно пригнаны друг к другу, их можно прибивать. Не забудьте оставить между стенами и досками зазоры: 2 см - от наружной и 1 см - от внутренней стены. Зазоры эти необходимы для того, чтобы подпол лучше вентилировался, а доски имели свободное пространство для расширения при набухании. Зазоры между стенами и досками закройте плинтусами.
Если доски прогибаются и скрипят, то причиной могут быть редко расположенные лаги, количество которых придется увеличить.
Перестилая пол, обратите внимание на состояние балок и лаг, их нужно выровнять и закрепить, чтобы они на шатались. Некоторые, для того чтобы выровнять лаги и балки, подкладывают под них щепки или клинья. Делать этого не стоит, так как со временем они выпадают, и полы опять начинают шататься.
При укладке досок обратите внимание на их состояние. Те, что получше, настилайте в комнатах, а доски с сучками, заколами можно уложить и в полутемных коридорах. Если вы перестилаете пол вытертыми изношенными досками, уложите доски обратной стороной вверх.
Чтобы доски были расположены на одном уровне, можно подложить под тонкие доски толь или рубероид (но ни в коем случае не щепки). При перестилке полов узкие доски прибивайте одним гвоздем, а широкие - двумя. Утапливайте шляпки гвоздей в поверхность доски на глубину 4-5 мм.
Скрипящие полы портят вам настроение
В вашем доме настелены дощатые полы. Внимательно приглядитесь к ним. С течением времени между досками появляются щели, полы начинают скрипеть.
Ремонт дощатых полов обычно заключается в сплачивании досок между собой, замене отдельных износившихся досок, заделке щелей, а иногда требуется полная перестилка полов.
Мелкие трещинки в полу можно заделать специальной замазкой, которую легко приготовить в домашних условиях. Возьмите 50 г цемента, 50 г обыкновенных опилок, 20 г столярного плиточного клея и 150 г воды. Клей замочите в указанном количестве воды и варите до тех пор, пока он полностью не растворится. Снимите горячий клей с огня и, потихоньку подсыпая, добавьте опилки и цемент, тщательно перемешивая смесь, чтобы добиться однородной массы. Добавьте сюда же сухую строительную краску под цвет пола. Замазка готова. Приготовленную замазку поставьте в горячую воду, чтобы она не остыла. Наносить замазку следует в горячем виде.
Перед тем как заделывать этой замазкой трещины в досках, хорошенько очистите их от грязи и пыли пылесосом. Если доски перед этим уже подвергались ремонту и сохранилась старая замазка, ее необходимо удалить. Щели смочите клеевым составом. После того как вы заделали щели замазкой, ее необходимо просушить хотя бы в течение 12 часов. Когда замазка полностью затвердеет, осторожно обработайте ее наждачной бумагой. Мыть отремонтированные таким способом полы можно не раньше, чем через 15-20 дней.
Если дощатые полы скрипят и между досками образовались большие щели, нужно сплотить пол. Сплачивать, а также перестилать полы лучше всего ранней весной или в конце зимы. После отопительного сезона доски хорошо просыхают, и тогда перестилка полов или их ремонт будут более качественными. Летом же, когда погода часто меняется, доски впитывают в себя много влаги, и впоследствии может оказаться так, что ваш новый пол окажется с щелями между половицами. Если же возникла необходимость сплачивать пол летом, выберите такое время, которому предшествовала жаркая погода в течение, по меньшей мере, двух недель.
Итак, начинаем сплачивать пол. Сперва выньте гвозди, которыми половицы (доски пола) прибиты к лагам. Отступив от стены на две-три доски, выньте одну доску, вбейте в лаги скобы, при помощи клиньев сплотите доски пола и прибейте их гвоздями. После этого выньте скобы, уложите доску на место, а потом в том же порядке можете сплачивать остальные доски. Неизбежно после сплачивания в полу образуется щель, которую заделывают при помощи заранее приготовленной рейки. Ее вставляют в щель и прибивают к лагам и соседним доскам. Рейка непременно должна быть из сухого дерева, иначе она усохнет и в этом месте вновь появятся щели. Длина гвоздей для прибивания досок должна быть не менее их трехкратной ширины, примерно 150 мм.
Перестилка полов проводится в том случае, когда требуется замена одной или нескольких досок. Прежде чем снимать доски, оторвите плинтусы и пометьте доски по номерам. Сначала оторвите первую и последнюю доски, и только потом все остальные. Выньте гвозди из досок, замените прогнившие доски на новые сухие, пристрогайте кромки досок вплотную друг к другу и уложите их по порядку. Когда вы убедитесь, что доски плотно пригнаны друг к другу, их можно прибивать. Не забудьте оставить между стенами и досками зазоры: 2 см - от наружной и 1 см - от внутренней стены. Зазоры эти необходимы для того, чтобы подпол лучше вентилировался, а доски имели свободное пространство для расширения при набухании. Зазоры между стенами и досками закройте плинтусами.
Если доски прогибаются и скрипят, то причиной могут быть редко расположенные лаги, количество которых придется увеличить.
Перестилая пол, обратите внимание на состояние балок и лаг, их нужно выровнять и закрепить, чтобы они на шатались. Некоторые, для того чтобы выровнять лаги и балки, подкладывают под них щепки или клинья. Делать этого не стоит, так как со временем они выпадают, и полы опять начинают шататься.
При укладке досок обратите внимание на их состояние. Те, что получше, настилайте в комнатах, а доски с сучками, заколами можно уложить и в полутемных коридорах. Если вы перестилаете пол вытертыми изношенными досками, уложите доски обратной стороной вверх.
Чтобы доски были расположены на одном уровне, можно подложить под тонкие доски толь или рубероид (но ни в коем случае не щепки). При перестилке полов узкие доски прибивайте одним гвоздем, а широкие - двумя. Утапливайте шляпки гвоздей в поверхность доски на глубину 4-5 мм.

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%BF%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%BB;exclude:14,42,232,207,248,123,78,275,233,99,104,216,144,93,157,189,134,112,59,81,226,138,230,280,160,242,262,129,80,82,113,166,222,12,8,60,188,253,168,34,175,37,139,302,174,51,283,184,234,28,9,240,256,67,151,266,191,211,254,73,97,5,284,108,206,119,64,274,63,19,111,36,269,141,176,212,208,217,154,210,246,225,203,72,218,245,165,159,25,125,74,33,83,100,124,84,121,3,181,24,202,223,276,89,57,110,249,179,106,198,183,61,21,244,209,204,273,281,6,58,251,195,224,192,127,164,7,187,252,65,194,158,43,180,70,201,133,26,47,44,268,140,238,155,90,220,286,247,227,122,161,54,4,11,147,101,136,237,229,22,10,169,52,153,152,231,130,46,215,116,228,219,13,162,279,62,167,91,53,126,257,163,213,29,270,145,66,185,35,265,200,146,259,50,214,221,27,135,71,48,77,197,85,277,255,137,88,170,172,150,114,278,120,118,56,271,196,94,92,86,263,178,267,79,18,40,68,39,23,20,264,236,87,32,300,235,132,107,282,173,250,55,261,258,243,156,75,98,1,117,131,239,95,272,31;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}

 

{module Построим дом|none}

Как происходит монтаж систем водоснабжения

Как всегда, перед тем, как приступать к столь серьёзному делу, стоит посовещаться с профессионалами. Когда эта совещательная часть будет закончена, можно смело переходить к практике, то есть, к установке труб.

Стоит отметить, что когда согласованный план оказывается у вас в руках, прежде всего нужно оценить наличие у вас инструментария. Есть труборез? Отлично. Если нет, сгодится и ножовка по металлу, хотя это и отнимет лишнее время. Распилите заготовки согласно списку, не забывая убирать шероховатости и заусенцы. Сложнее дело обстоит с поворотами вашего трубопровода. Ни в коем случае не делайте сварочные швы на сгибах, ведь они могут оказаться не столь крепкими, как кажутся. Тут очень сильно может пригодиться знаменитый на весь мир станок Вольнова, который практически за вас согнёт необходимый сегмент под нужным вам углом.

http://www.youtube.com/watch?v=sjkqpIQAi1A

Не забывайте о том, что во время ремонта вам придётся много раз собирать и разбирать всю систему водоснабжения, так что рекомендуем подумать о крепежах разных частей. Монолитная система в случае ошибки или сбоя вас подведёт. Поэтому наворачиваем резьбу на одну сторону трубы. Для того чтобы полностью исключить возможность протечек, участок, который не будет разбираться, соединяют следующим образом: на резьбу наматывается специальная ткань или лента, которая плотно фиксирует муфту. Та, в свою очередь, намертво скрепляет две детали. Но некоторые части трубопровода, возможно, придётся ещё демонтировать. Чтобы собирать такие участки, используется сгон. Его длина чаще всего превосходит диаметр трубы в среднем на 100 миллиметров (диаметр = 15мм, сгон – 110мм, большой диаметр – 35-50 мм, сгон – 150 мм). Существует, также, понятие компенсирующих, то есть, если упрощать, дополнительных сгонов: они в обязательном порядке устанавливаются недалеко от радиаторов и батарей.

Есть ещё один вариант сборки, который гарантирует абсолютную герметичность конструкции. Создаётся удлинённая заранее резьба, и на неё накручивается контргайка. Порядок действий выглядит так:

  • на длинную резьбу одевается муфта,
  • наматывается специальный материал, который специалисты называют уплотнитель,
  • она наворачивается на укороченную (то есть обычную) резьбу второй детали,
  • между муфтой и той самой контргайкой, которую мы одели в самом начале процесса, прокладывается что-то наподобие ленты ФУМ,
  • происходит сборка.
http://www.youtube.com/watch?v=WB2h4ybqvuo

После того, как весь этот достаточно сложный конструктор собран, необходимо разместить все его детали на свои места, и лишь потом можно приступать к установке видимых предметов интерьера санузла – унитазов, раковин и так далее.

http://www.youtube.com/watch?v=ix6RWEU6tsg

 

{module Построим дом|none}

АРХИТЕКТУРНЫЕ НЮАНСЫ

Архитектура принадлежит к такому роду искусств, которое, наряду с живописью, музыкой и модой, призвано отражать все, что характерно для данного времени. Улицы, площади и дома – все это воплощение эстетических идеалов и предпочтений, поэтому, планируя строить дом, необходимо подумать, как он впишется в архитектурный ряд конкретного места и окружающий ландшафт вообще.

Возводя здание, нужно помнить, что от нашего вкуса зависит облик всего города или поселка. В этом смысле об архитектуре можно говорить как о носителе культурного и воспитательного начала. В связи с этим важно не просто построить дом: необходимо создать материальную среду, в которую, кроме зданий, входят произведения так называемой малой архитектуры – ограды, скамейки, садовая скульптура, миксбордеры и цветники. Не последнюю роль играют и технические средства, например осветительные приборы. Жилая среда формируется различными средствами информации, к которым относятся вывески, всевозможные указатели и реклама. Внутреннее пространство жилого помещения по-настоящему становится жизненной средой, когда наполняется предметами искусства, быта, мебелью и т. д. Таким образом, человек создает вокруг себя искусственную среду, которая, помимо выполняемых практических функций, наделяется и определенной эстетикой. Чтобы эта среда не вызывала отторжения, все, что входит в это понятие, должно быть объединено общим характером средств и приемов, ее создающим. Именно эта общность художественных признаков в архитектуре называется стилем.

В архитектуре принято выделять исторические и современные стили. Рассмотрение и характеристика исторических стилей в архитектуре – это не только дань прошлому. Они находят применение и в современной действительности, прежде всего речь идет об украшении фасадов и интерьеров жилых зданий.

Романский стиль (950–1250 гг.). Название стиля (термин относится к 1820 г.) говорит об определяющем влиянии античной римской архитектуры. Он характерен для западноевропейской архитектуры и создавался на основе объединения византийских и местных строительных форм (пример выполненного в романском стиле здания – собор Нотр-Дам в Пуатье). В современном загородном строительстве можно встретить архитектурные формы, характерные для замков.

Готический стиль (1140–1520 гг.). Термин относится к XV в. и восходит к названию германского племени готов. Готика – это искусство эпохи феодализма, которое было в первую очередь культовым. Ярким образцом готического стиля является Собор Парижской Богоматери. По мере развития городов, ремесел и торговли готика вторгается и в гражданское градостроительство (жилые дома, ратуши, торговые ряды и т. п.). Ее достижением являются фахверковые (от нем. Fachwerk) городские дома и феодальные замки. Фахверк – это деревянный каркас малоэтажных зданий, промежутки которого заполнены кирпичом, камнем и другими материалами.

Возрождение (Ренессанс) (в XIV–XVI вв. характерен для Италии, в XV – начале XVII в. – для стран Центральной и Западной Европы). Возникновение и развитие этого стиля связаны прежде всего с изменением сознания человека эпохи Средневековья – от христианского миропонимания к возрождению гуманистических идеалов Античности. Безусловно, это не могло не отразиться на различных видах искусства, в том числе и на архитектуре, в которой главную роль начинают играть светские сооружения (палаццо, городские здания и др.). Характерные признаки – колоннады, своды, купола, арочные галереи и т. д.

Барокко (от итал. barocco – «странный, причудливый») (конец XVI – середина XVIII в.). Основоположником этого стиля считают гениального скульптора и архитектора Микеланджело Буонарроти.

Отдельное направление – русское барокко, существовавшее до 60-х гг. XVIII в. Характерные особенности: монументальность, пространственный размах, текучесть сложных форм и живописные силуэты. Образцами русского барокко являются Зимний дворец Растрелли и дворцово-парковые комплексы Санкт-Петербурга.

В этом направлении отчетливо прослеживаются связи с древнерусским зодчеством, в первую очередь с архитектурой Москвы (конец XVII – начало XVIII в.). Гармония белокаменного декора, красного кирпича и элементов архитектурного ордера – главная его особенность.

Рококо, или позднее барокко (20-е гг. XVIII в.) (от фр. rococo, rocaille – «декоративный мотив, напоминающий раковину»). Этот стиль в архитектуре появляется в период кризиса абсолютизма. Как и в эпоху любого кризиса, возникает стремление уйти от реальной действительности, углубиться в мир фантазии и театрального действа, отсюда прихотливый, даже вычурный орнаментальный ритм и камерные темы. В стиле рококо оформлялись интерьеры особняков городской буржуазии.

Классицизм (от лат. classicus – «образцовый») (середина XVII – начало XIX в.). Для стиля характерно обращение к Античности как к некоему образцу, он стал отражением борьбы с диктатом церкви в обществе. Классицизм идеализировал власть просвещенной монархии, основанной на гуманизме. В его основе лежат философия рационализма и принципы разумной устроенности мира. Идеи равенства и свободы нашли свое отражение и в формирующейся новой эстетике, главным постулатом которой является требование «благородной простоты и спокойного величия» (И. И. Винкельман, основоположник эстетики классицизма), отсюда строгая геометрия форм, логичная планировка и сдержанный декор. В таком стиле возводятся загородные резиденции (усадьбы, дворцы) и городские особняки.

Ампир (от фр. empire – «империя») (1800–1830-е гг.). Это заключительная стадия классицизма. Стиль сложился в эпоху правления императора Франции Наполеона I. Для ампира характерно обращение к наследию Римской империи, Древней Греции и Древнего Египта. Он стал воплощением могущества императора и воинской силы. Архитектура представляет собой застывшую копию античных образцов с некоторыми современными элементами. Это выразилось в подчеркнутой монументальности формы и пышном декоре. Классический пример – Триумфальная арка в Париже.

Русский ампир дал образцы градостроительства и сельских усадебных домов.

Историзм (1840–1918 гг.). Развитие промышленности и появление крупной буржуазии, представители которой сосредотачивали в своих руках большие финансовые возможности, – все это открыло эпоху строительства многоквартирных жилых домов, которые должны были сдаваться в аренду и приносить прибыль. В архитектуре отмечается тяготение к прошлому, что, в свою очередь, влечет за собой стилизацию и соединение разнородных элементов (готики, классицизма, барокко, ренессанса и др.).

Эклектика (от греч. eklektikos – «выбирающий») (2-я половина XIX в.). Архитектурный стиль, который своим кредо провозгласил «умный выбор» не только разнообразных, но и разнородных, часто несовместимых элементов.

В результате понимание архитектуры становится поверхностным, весь творческий процесс сводится к простому оформительству. Приверженцами эклектики стали первые поколения предпринимателей, так называемые нувориши. В этом стиле строились как доходные дома, так и городские особняки.

В связи с этим невозможно удержаться от параллели с современным частным строительством, когда на обычной городской улице возводится средневековый замок. Зрелище достаточно нелепое и безвкусное, поскольку элементы вводятся в отрыве от исторического контекста.

Модерн (от франц. moderne – «новейший, современный») (конец XIX – начало XX в.). Это направление в архитектуре возникло в противовес эклектике. Стремясь преодолеть хаос окружающего мира и опираясь на идеалы гармонии, представители этого стиля создают новую архитектуру. Опять актуальными становятся гармония и органичность здания, его конструкций, при этом модернизм опирается на новые материалы (бетон, керамику, стекло и др.). Для этого времени характерен всплеск частного домостроения.

В наши дни современные архитектурные стили являются ориентирами для частного жилищного строительства.

Органичная архитектура (конец XIX – начало XX в.) – архитектурный стиль, возникший на рубеже столетий. Его основоположником является Ф. Л. Райт. Задача, стоящая перед архитектором, – выражение индивидуальности заказчика, которое непременно должно составлять гармонию с окружающей средой и органично вписываться в нее. При этом предполагается максимальное использование особенностей ландшафта. При этом в архитектуре должна подчеркиваться специфика регионов каждой страны. Отсюда главные принципы органичной архитектуры:

1) индивидуализированный характер жилых домов независимо от того, частный ли это дом, загородная гостиница или вилла, который определяется прежде всего функциональным назначением и природной средой;

2) отказ от индустриальных методов городского строительства в пользу индивидуальных;

3) широкое применение естественных природных материалов;

4) абсолютная гармония здания и ландшафта;

5) приоритет духовных потребностей человека.

Конструктивизм (1920-е гг.) – это архитектурный стиль, созданный и развившийся в советской архитектуре. Идейная подоплека конструктивизма – стремление сбросить груз прошлого и создать новый архитектурный язык, созвучный эпохе. Основную задачу приверженцы данного направления видели в конструировании материальной среды, в которой живет человек. Оно предполагает применение: новой техники, технологий, рациональных форм и функциональных конструкций. Конструктивизм должен был подчеркнуть принципы нового индустриального общества, главной движущей силой которого является народ, общества, перед которым стояли грандиозные социальные задачи. Отсюда стремление к новым архитектурным средствам выражения, а также применение инженерных и архитектурных конструкций при строительстве многоквартирных домов.

Функционализм (1920–1930 гг.) как направление современной архитектуры возник в начале ХХ в. в Германии и Нидерландах, когда после Первой мировой войны встали задачи восстановления городов и строительства жилья для населения. Главный лозунг функционализма – «Красиво то, что хорошо функционирует». Данный архитектурный стиль предполагает соблюдение принципа соответствия здания тому назначению (тем функциям), для которого оно возводится. Это давало возможность проектировать и строить дома для трудящихся, совмещая минимальное пространство с экономичностью и комфортом помещения. В связи с этим появляются социально обоснованные приемы и нормы планировки отдельных квартир и целых жилых массивов (например, стандартная секция, квартира, строчная застройка и др.).

С эстетической точки зрения функционализм сходен с конструктивизмом: те же простые ритмы, прямоугольные объемы, плоские крыши, отсутствие украшений и т. д.

Рационализм (1920–1930 гг.) (от лат. rationalis – «разумный»). Основной постулат рационализма – единство архитектурной формы, конструкции и функциональная обусловленность пространственной структуры. Для него характерна приверженность простым геометрическим формам, ставшим пластическим языком эпохи промышленной революции.

Принципы рационализма воплощали Ле Корбюзье (Франция), школа «Баухауз» (Германия), советские архитекторы из группы «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов). В соответствии с принципами рационализма возводили как многоквартирные постройки, так и виллы и загородные дома.

Огромные окна (от пола до потолка), промдизайн деталей, первые этажи, расположенные на колоннах, и многое другое – всем этим мы обязаны рационализму.

Постмодерн (1960-е гг.). Этот архитектурный стиль возник в США и Западной Европе. Его сторонники выступали против засилья функциональной застройки, которая разрушала городскую среду, привнося в нее монотонность, однообразие и навевая тоску. Постмодернизм провозглашал принципы демократичности архитектуры как средство организации окружающего пространства, уважения индивидуума и необходимости совместного творчества с тем, для кого жилище строится. Это особенно ярко воплотилось в уникальных жилых постройках верхушки потребительского общества.   Деконструктивизм – это одно из течений в современной западной архитектуры. Его нельзя назвать стилем, это скорее метод, создающий противоречие между традиционным восприятием человеком языка и смысла архитектуры и тем, что он видит перед собой. При проектировании преднамеренно разрушаются основополагающие понятия архитектуры – такие, как равновесие, вертикаль, горизонталь и архитектоника. Если в течение столетий архитекторы исповедовали принципы гармонии, порядка, пользы и стремились к красоте, то деконструктивизм освобождает от этого. Хаос и иррационализм – вот главные его черты.

Хай-тек (1960–1970 гг.) называют западным вариантом советского конструктивизма 1920-х гг., которые также провозглашает приоритет конструкции и инженерных коммуникаций в композиции и образе зданий. Это культ металла и современных технологий. В жилищном строительстве используют отдельные его элементы – такие, как пластиковые или металлические панели, намеренно неприкрытые конструкции и оборудование, металлические колонны и др. Все это отражает уровень и масштаб мышления современного человека.

Представив в общих чертах исторические и современные стили и направления, нельзя не заметить, что не все они предназначены для решения задач жилищного строительства, что многие архитектурные формы имеют отнюдь не жилищную природу. Прежде всего это касается готики, ампира, барокко, ренессанса, деконструкти-визма, хай-тек. В противоположность им классицизм, рококо, модерн, функционализм, рационализм, органичная архитектура, постмодерн и эклектика ориентированы на возведение жилых построек. Что касается романской архитектуры, русского барокко, историзма и конструктивизма, можно сказать, что они в некоторой степени связаны с жилищными формами.

Архитектор, начиная проектирование дома, должен сделать выбор в пользу 1 из 3 возможностей:

1) строить по принципам и правилам, уже устоявшимся в архитектуре;

2) создать что-то принципиально новое;

3) изобретать новый стиль для каждого отдельно взятого дома, что характерно для органичной архитектуры, в которой форма подчиняется потребностям семьи и связана с духом места.

Величина и уровень жилого дома влияют на основные принципы стилеобразования. В зависимости от этого можно выделить малые городские дома, дома среднего класса и элитарную архитектуру.

В сельских усадьбах, коттеджах и малых городских домах отмечается явное преобладание демократичной архитектуры. Видимо, поэтому вопрос о стиле возводимого здания даже не возникает. Дома строят в соответствии с культурными и эстетическими воззрениями заказчика. В связи с этим дома имеют в основном схожую объемную форму, планировку, конструктивные особенности и выдержаны в традициях сельской архитектуры.

Дома среднего класса (особняки, коттеджи) – это результат профессионализма архитектора. Вопрос о том, насколько дом выдержан в том или ином стиле, особенно актуален. Его форма и архитектурные средства связаны отношениями гармонии, подчинены законам хорошего вкуса и демонстрируют композиционное мастерство архитектора. В результате объемная композиция дома индивидуальна и отличается выразительной пластикой, что подчеркивается деталями, особенностями фасада, выдержанными в определенном стиле и выполненными как из традиционных, так и из современных материалов.

Относительно элитарной архитектуры нужно сказать, что стильность, выразительность и яркая индивидуальность формы являются первостепенной задачей архитектора как профессионала.

Таким образом, говорить об общих подходах к строительству дома не представляется возможным. Здесь возможны все перечисленные выше стили, главными же остаются качество стиля и мастерство исполнения.

В современном жилище, рассчитанном на 1 семью, принято выделять такие наиболее часто встречающиеся архитектурные стили и направления (табл. 1), как:

– деревенский;

– современный, отличающийся индустриальными формами;

– хай-тек;
– историзм, включающий готику, классику, древнерусский стили и др.;

– регионализм (японский, мавританский стили и др.);

– современная стилизация (псевдомодерн, классика и др.);

– авангард;

– органичная архитектура;

– русская архитектура, опирающаяся на культурные прототипы;

– формализм (дом-замок, дом-сад и др.);

– бионическая архитектура.

Таблица 1


Основные особенности современных архитектурных стилей

Главная особенность современной архитектуры – отсутствие строгих ограничений в области формы, свобода в выборе формы, подчеркнутая индивидуальность. В связи с этим, собираясь строить дом, вы можете отдать предпочтение любому стилю или направлению, известному вам. Но при этом необходимо, чтобы архитектурная форма отражала ваше мироощущение и соответствовала вашему пониманию прекрасного. Если вы все-таки не можете положиться на свой вкус, следует прибегнуть к помощи архитектора, тогда, опираясь на грамотный и хорошо продуманный проект, вы сможете построить дом своей мечты.

{module Построим дом|none}

МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ

Постройка индивидуального дома – это тема огромного количества книг, но она остается актуальной и по сей день. Объясняется это просто: каждое поколение решает новые проблемы, которые связаны с появлением инновационных технологий и материалов, очередным витком моды, другими предпочтениями и вкусами, а также с возможной ограниченностью финансовых средств.

Но есть и нечто постоянное – осмысление самой идеи дома с философской точки зрения. Архитектура как искусство проектирования ориентирована на будущее, которое является в достаточной степени неопределенным. Чтобы соответствовать ему, нужно посмотреть на условности, характерные для настоящего времени, как бы со стороны и отнестись к созданию дома как к творчеству.

Поэтому представляется логичным и обоснованным вернуться немного назад (для истории несколько десятков лет и даже веков – это почти мгновение), чтобы потом обратиться к актуальным методикам и оригинальным проектам.

К жилищу предъявляется целый ряд требований. Прежде всего оно должно быть надежным, удобным, содержательным, выразительным, уютным и красивым. Каждое из них, несмотря на кажущуюся очевидность, нуждается в дополнительных разъяснениях, поэтому они должны быть пояснены и раскрыты.

Надежность жилища предполагает его долговечность и безопасность. Оно призвано в первую очередь защищать человека как от природных катаклизмов, так и от неблагоприятных климатических условий.

Жилище можно называть удобным только в том случае, если его пространство будет функционально поделено на зоны сна, отдыха, приема пищи и т. д. В зависимости от этого будут установлены минимальная площадь тех или иных помещений, ширина коридоров, само расположение комнат и объем всего здания.

Уют дома определяется не только отношениями людей, его населяющих. Архитектурное исполнение может создавать благоприятный микроклимат в нем, а может порождать проблемы и усложнять жизнь жильцов. От фантазии архитектора и строителя зависит содержательность сооружения. С помощью средств архитектурной композиции можно понять закономерность восприятия формы здания вообще и индивидуального жилого дома в частности.

Наконец, от соотношения объемов, плоскостей, линий и форм зависит выразительность здания. Дом не должен быть обезличенным, похожим на сотни других и напоминать барак. Он должен быть интересным, своеобразным в плане архитектуры, но в то же время должен органично вписываться в окружающую среду и гармонировать с нею.

От чего зависит форма жилища? Она определяется особенностями климата, наличием материалов для строительства, а также укладом и образом жизни человека. Если климатические условия достаточно мягкие, можно прожить вообще без крыши над головой. Достаточно повесить гамак где-нибудь в защищенном от прямых солнечных лучей и ветра месте, а лианы, вьющиеся вокруг, станут стенами. Но, «обрастая» постепенно имуществом, человек приходит к необходимости где-то его хранить. Следовательно, возникает потребность в погребах и кладовых. Возводятся стены, устанавливаются двери, крепнут засовы и замки. С течением времени облик жилища преображается. Главное назначение жилища заключается в том, чтобы служить убежищем. Примерами построек такого типа могут быть шалаши, палатки и землянки, с которых и начиналось народное жилище.

На Крайнем Севере до сих пор актуальны чумы или яранги, которые в экстремальных природных условиях вполне могут быть надежными и даже комфортными. Если учесть, что местное население кочует с оленьими стадами, то от жилища требуются компактность, легкость и простота возведения. Такое жилье должно занимать минимум места и быстро сооружаться на новом месте или разбираться.

Наличие строительных материалов также влияет на характер жилища. Например, отсутствие лесов в Месопотамии предопределило форму построек. Известно, что именно здесь впервые стали возводить купольные конструкции. А частые разрушительные землетрясения в Японии сделали актуальной каркасную архитектуру.

Покоряя природу, постепенно переходя к оседлому образу жизни и культурно развиваясь, первобытный человек приобретал опыт строительства, постепенно постигал все тонкости этого мастерства, накапливал опыт и приемы, которые обеспечивали надежность жилища. В современном понимании надежность жилища включает в себя долговечность, противопожарную безопасность, поддержание оптимального температурного режима, защиту от природно-климатических факторов и подпочвенной влаги.

Первоначально жилое и хозяйственное помещения не разделялись, хотя говорить об полном отсутствии пространственной организации дома неправомерно. В зависимости от хозяйственных и бытовых процессов, которыми была наполнена жизнь человека, осуществлялось деление внутреннего пространства дома на функциональные зоны. Постепенно за каждым отдельным помещением закреплялась определенная специализация. Начали выделяться хозяйственный блок и жилая часть, женская и мужская, повседневная и праздничная половины. Таким образом, структура дома становилась все более сложной и технически совершенной.

Первая половина XX в. прошла под знаком экономности и целесообразности. Господствующим архитектурным течением этого периода был функционализм. Чтобы рационально использовать каждый метр жилого помещения, проводились исследования, вычислялась минимальная площадь комнат и коридоров, санузлов и подсобных помещений. Для функциональной архитектуры характерны строгая форма и минимализм средств.

Вследствие дефицита жилья и строительных материалов стали возводиться типовые дома. Основным оценочным показателем становится «удобство для всех», которое складывается из точно определенных размеров комнат, их оптимальной компоновки и наличия инженерных систем, включающих газо-, водо-, тепло-, энергоснабжение и канализацию.

Кроме того, дом входит в состав единиц более высокого порядка, поэтому удобство проживания в нем включает и наличие развитой инфраструктуры.

Функциональность – это важная составляющая жилища, но далеко не единственная. Необходимо, чтобы каждый проживающий в доме имел обособленное пространство, которое он мог бы организовать по своему вкусу и усмотрению. Это дает ощущение свободы и творчества, делает дом оригинальным, неповторимым и несущим отпечаток личности хозяина. Жилой дом должен быть уютным и комфортным для каждого жильца. Достаточно часто возникает ситуация, когда жилище перестает быть таковым, даже если внешне оно выглядит вполне надежным. В этом случае можно говорить о том, что оно морально устарело.

Конечно, нельзя предугадать все перемены в семье, которые произойдут через год или несколько десятилетий. Учесть их в проекте нельзя, можно только заложить возможность модификации, что в компьютерной терминологии обозначается очень емким словом «upgrade». Поэтому рациональным кажется построить дом, достаточный для нынешнего момента, чем возводить дворец, который может вообще остаться пустым.

Как и каждая семья, дома должны быть уникальными и индивидуализированными. Поскольку семья может состоять как из одного человека, так и нескольких, проблему уюта необходимо рассматривать на примере дома для 1 человека, для 2 человек, для семьи с детьми и т. д. Человек всегда стремится окружать себя красивыми предметами. Это могут быть детские игрушки, одежда и кухонная утварь, не является исключением и сам дом. Индивидууму вообще свойственно содержательно наполнять пространство, оценивать прекрасное. Красота подчиняется объективным законам так же, как и живопись, музыка и архитектура. Но восприятие ее зависит от духовного богатства, образности мышления, фантазии, культуры, образованности и подготовленности самого человека.

Каждая культура формировала свои идеалы прекрасного. В современный период, для которого характерно взаимопроникновение культур, мы зачастую руководствуемся модными тенденциями – сиюминутными, временными, преходящими. Однако архитектура представляет собой нечто стабильное, основательное и рассчитанное не на один год или даже век. Содержательность постройки позволяет отнести здание к тому или иному архитектурному стилю и определить, насколько эффективно потрачены средства.

http://www.youtube.com/watch?v=s1GYqQ_UodE&feature=related

Украшение фасада и количество применяемых материалов не тождественны красоте. Красота в архитектуре – это гармония, целостность, совершенство формы и композиции. Все средства архитектурной выразительности (ритм, объем, линия, плоскость, цвет и др.) призваны вызывать позитивные эмоции. Но применить их все в отдельно взятом строении невозможно. Однако и пренебрегать ими нельзя, чтобы не превратить дом в нагромождение разнородных элементов, что обязательно придаст ему пестроту и безликость. Чтобы не впасть в подобную крайность, необходимо придерживаться какого-либо архитектурного стиля, который решает стандартные вопросы строительства комплексом средств выразительности, характерных для каждого из них.

{module Построим дом|none}

{rss}http://www.stroyimdom.ru/feed{/rss}