Среда общественного назначения

Среда общественного назначения

Общественные здания и сооружения относятся к числу объектов социального обслуживания широкого спектра, куда входят, по общепринятой классификации, следующие учреждения и организации:

I - учреждения здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения;

II - учреждения просвещения;

III - учреждения культуры;

IV - учреждения и предприятия искусства;

V - организации и учреждения науки;

VI - организации и учреждения управления;

VII - предприятия бытового обслуживания на селения;

VIII - предприятия торговли и общественного питания;

IX - сооружения общественного транспорта.

Необходимо сделать пояснение для различения понятий здание и сооружение. Здание есть пространственно закрытая и конструктивно организованная искусственная среда обитания, предназначенная для реализации бытовых, социальных и производственных функций. В здании устанавливается микроклимат, отвечающий его назначению.

Сооружения отличаются от зданий открытой или частично открытой формой пространственной организации, выраженным техницизмом функций. Климат внутри сооружения не регулируется.

Закрытый театр — это здание, летний театр с навесом в парке или древнегреческий театр на склоне холма — сооружения. Тем не менее границы между этими понятиями все же достаточно прозрачные. Например, ангар для самолетов или склад, перекрытый параболическим сводом, являются закрытыми объемами, но относятся к сооружениям. Эти словарные отступления потребуются нам для объединения объектов общественного назначения в группы, в которых главным классификационным признаком выступает форма их пространственной организации, что существенно при решении дизайнерских задач.

Выделим четыре группы общественных объектов по этому признаку.

1. Рекреационные объекты, в которые входят спортивные здания и сооружения, учреждения культуры (библиотеки, музеи, цирки, театры — зрелищные объекты), сооружения транспорта, ча стично предприятия сферы бытового обслужива ния (супермаркеты).

2. Система бытового обслуживания населения (ателье, прачечные, аптеки, дома быта и т.п.), в которую входят также торговля и общественное питание.

3. Объекты просвещения, образования, здра воохранения, включающие дошкольные и школь ные учреждения, вузы, лечебные и реабилитаци онные учреждения (санатории).

4. Учреждения научной деятельности и управ ления.

По функциональному признаку ряд объектов общественного назначения специализирован и их пространственная структура остается постоянной (детский сад, школа, библиотека), если перепро-филизация не вызвана особыми обстоятельствами. Универсальные общественные здания и сооружения, преимущественно рекреационного назначения с пульсирующим графиком эксплуатации, должны предусматривать возможность многофункционального использования без существенного изменения структуры. Например, закрытый спортивный зал может использоваться для тренировок в игровых и снарядных видах спорта, соревнований, праздничных мероприятий. Однако в некоторых универсальных общественных объектах происходит частая смена технологического содержания (крупные торговые комплексы, выставочные залы), вызывающая необходимость пространственной трансформации, что обеспечивается планировочной гибкостью.

Для дизайнера эти объекты представляют большой интерес широкими возможностями реализации своего творческого потенциала.

Все общественные объекты представляют собой центры социального притяжения различной напряженности и поэтому выступают в городской застройке в роли пространственных акцентов, поддержанных градостроительными приемами — организацией подхода, системой благоустройства, индивидуализацией архитектурного облика. Выразительность архитектуры общественных зданий должна быть соразмерна их месту в системе социальных служб, уместной по художественной насыщенности, лаконичной по символике визуального опознания их функций.

Внутренняя структура пространства каждой из четырех приведенных групп общественных объектов складывается на основе специфики организации их функциональной деятельности и массовости участия в ней людей.

Первые две группы характеризуются эпизодичностью функциональных процессов и визитов в учреждения. Наплыв болельщиков на стадион в зависимости от интереса к игре имеет периодический характер. Обилие посетителей супермаркета практически постоянно, хотя каждый из них приходит сюда не каждый день. Но в любом случае эти учреждения должны быть готовы принять большие массы людских потоков. Поэтому основой их пространственного решения являются крупные зальные помещения, входящие в состав здания или сооружения: зрительный зал театра, дебаркадер перрона железнодорожного вокзала, рыночные ряды.

Принципиальные планировочные схемы рекреационных и аналогичных им по объему и виду посещений объектов строятся по сходному принципу:

1)входная группа для посетителей (тамбур, вестибюль, гардероб, санузел), помещение рекогносцировки (фойе, холл, выставочный зал), зри тельный (тренировочный, спортивный) зал, стадион, плавательный бассейн, цирк, музей;

2)помещения рабочие и для персонала обслуживания — примерно по такой же схеме движения, но с набором функциональных помещений, соответствующих профилю учреждения.

Специфика режима посещений и архитектурная композиция объекта корректируют состав и размеры помещений в каждом отдельном случае. Использование оригинальных конструктивных решений для перекрытия безопорных зальных помещений расширяет творческие возможности создания выразительной архитектурной формы, работающей как визуальная доминанта комплекса в целом (рис. 1.3.19). Применение, в основном, распорных конструктивных систем и нередкие случаи их обрушения в последнее время заставляют обратить

внимание проектировщиков на одно условие, выполнение которого гарантировало прочность и устойчивость исторических сооружений. Это условие — геометрическая правильность и симметричность формы, равномерно распределяющей нагрузку.

Большая часть рекреационных объектов среднего звена имеет залы, которые компактно вписываются в единую пространственную схему и не выделяются в общем силуэте здания (большая часть клубов) (рис. 1.3.20). Не ставится задача объемного доминирования и при проектировании

 

залов больших площадей в торговле и общепите, где необходимо решать в первую очередь схему движения людских потоков и экстренной эвакуации, а также бесперебойную систему обслуживания. В таких объектах, пространственно дифференцированных на парадную зону обслуживания посетителей и скрытую от их глаз техническую кухню учреждения, различаются, очевидно, средства и приемы дизайн-проектирования.

В любом случае, однако, в обеих зонах должен быть обеспечен рациональный дизайн и психофизиологический комфорт за счет логичной организации функциональных связей интерьеров, освещенности и ТВР, вентиляции, систем пожаробезопасности и информации, работы бытовых служб.

Рекреационная ценность обслуживающих систем значительно повышается обогащением их функциональной специализации дополнительными привлекательными для посетителей службами: игровыми салонами, детскими площадками, баром, компьютерными студиями и т.п.

Зальные помещения должны иметь соответствующую высоту, чтобы обеспечить достаточную кубатуру воздуха для дыхания большой массы людей, достаточное количество выходов, нормальные видимость и акустику. Многоэтажные здания должны иметь не менее двух эвакуационных лестниц и выходов, а в зданиях III и ниже степени огнестойкости не допускается размещение выше 2-го этажа залов вместимостью 300—600 чел. Эти и другие нормы и ограничения регламентируются специальными нормативами. При разработке планировочных габаритов и размеров основных помещений исходят из требований оптимальной вместимости, характера оборудования, удельной нормируемой площади (рис. 1.3.21).

Для средних размеров общественного здания I группы (рекреационные объекты) площадь рассчитывается исходя из удельной полезной площади 3,5—6,5 м2 на человека. Расчет зрительских мест в зале опирается на размеры кресел 0,5 х 0,5 м и ширину проходов между рядами 0,35—0,6 м. Учитываются и нормативы режимов движения. Коридоры в рабочей зоне здания принимают шириной не менее 1,5 м, расстояние между лестницами — 41—48 м, а ширину их маршей — 1,2—1,8 м.

При проектировании залов большой вместимости рассчитываются не только пути и время эвакуации (от 1 до 6 мин), но и условия видимости и акустического режима. Учитывается горизонтальный угол обзора сцены (экрана) и угол превышения зрительских мест по мере их удаления от сцены (рис. 1.3.22).

Основной акустической характеристикой аудитории, зала является реверберация — время угасания звука в процессе его многократного отражения от внутренних поверхностей стен (рис. 1.3.23). Продолжительное время реверберации свойственно крупным помещениям, оно создает лучшие условия восприятия продолженного звука оркестра или голоса певца. При сильном источнике звука возникает эффект эха с наложением звуковых волн и утратой разборчивости, артикуляции звука (речи, музыки). Вспомните, всегда ли удавалось понять текст радиообъявления на вокзале.

Короткая реверберация создает ощущение глухого, деревянного звука и лучше подходит для восприятия камерного звучания лекции. Сочное звучание зависит от оптимального сочетания частоты, силы звука и объема помещения. При объеме 1000 м3 (зал с примерными габаритами 30,0x9,0x3,5 м) время реверберации равно 1,2 сек при частоте звука 125 Гц и 1,0 сек при 500 Гц; для крупного зала в 20000 м3 (50,0 х 40,0 х 10,0 м) — 2,45 сек и 1,63 сек, соответственно [12].

Регулировать время реверберации, степень отражения и поглощения звука можно конфигурацией зала и подбором акустических материалов облицовки стен, а также направленным отражением звука потолком, экранированным плитами, наклон которых регулируется простым акустическим правилом: угол отражения звука равен углу его падения.

В число объектов гражданского строительства, включающих крупные зальные помещения, большепролетные покрытия дебаркадеров и залов ожидания, входят пассажирские вокзалы автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Основные задачи проектирования вокзалов — обеспечение беспрепятственного осуществления процесса приезда— отъезда пассажиров, опосредование движения городского и внешнего транспорта, что иллюстрируется различными схемами расположения вокзала между привокзальной площадью и зоной эвакуации. Наиболее выразительными по масштабности и специфике градостроительного и архитектурно-конструктивного решения являются аэровокзалы (рис. 1.3.24). Привлекательным объектом современного архитектурного и дизайн-проектирования становятся городские автомобильные гаражи различной технологии облуживания: от стоянок до автоматизированного хранения (рис. 1.3.25).

Третья и четвертая группы общественных объектов характеризуются режимами постоянного в течение рабочего дня пребывания в их сфере людей, деятельность которых здесь носит производственный оттенок. В архитектуре и дизайне детских садов, школ, институтов, лечебных учреждений, научных и административных центров нет акцентированной выразительности рекреационных учреждений; художественные задачи здесь решаются более лаконичными и функционально ограниченными средствами. Деловой характер учреждений этих групп ставит во главу угла рациональную пространственную организацию процессов, основанную на линейной связи универсальных ячеек: студенческих аудиторий, больничных палат или стандартных блоков, объединяющих функциональные комплексы (групповые детских садов).

Логика рационального проектирования диктует форму пространственной организации таких объектов в виде объединения блока универсальных ячеек с сервисным комплексом иной структуры, нередко выделенным в специальный объем. Так, к многоэтажным санаторным корпусам со стандартными комнатами-ячейками для отдыхающих примыкает административно-хозяйственный

и рекреационный корпус, а к зданию клиники или научно-исследовательского института — корпус лабораторий или конференц-зала (рис. 1.3.26).

Схема движения в объеме этих сооружений регламентирована менее жестко, чем в сооружениях рекреационных, и здесь не ставятся задачи усиления центростремительности интереса посетителей средствами информации и дизайна к некоему сакральному помещению, подобно организации потоков в театре. В зданиях сферы обслуживания внутреннее движение строится преимущественно на принципе разветвления. Возможно, поэтому основным объектом деятельности дизайнера здесь становятся коммуникационные трассы: входная группа, лестницы и лифты, коридоры со световыми карманами и холлы.

Размеры здания при ячейковой форме расчленения пространства определяют композиционные схемы планировочных связей: компактные, линейные, тупиковые, раскрытые (транзитные), лучевые, периметральные, симметричные, асимметричные и т.д. (см. рис. 1.2.4).

Каждая схема программирует определенный сценарий зрительных впечатлений, на который и должен ориентироваться дизайнер в формировании замысла взаимосвязи интерьеров и внешней среды, фиксации художественных акцентов. Как правило, функционально комплексные объекты общественных служб периметральной или разветвленной застройки дают хорошие предпосылки для создания внутренних дворов, коридоров, изолированных от внешней среды участков, которые не следует упускать из внимания.

Чтобы обеспечить максимальную доступность объектов общественного назначения, их архитектурное решение внимательно тестируют на возможность посещения инвалидами — слепыми и людьми с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата. Для этого устраняются т.н. строительные препятствия — пороги, перепады высот, уклоны, вносится специальное обеспечение трасс передвижения. Подробнее об этом см. ниже Типологические особенности среды обитания инвалидов и престарелых.