1

Сам себе электрик!

Тех. безопасн
Заземление
Выбор кабедя...
Эл.сеть-санузлах
Проводка в потолке
Алюмин.провод
Монтаж коробок
Полярность проводов
Схемы щитков
Выбор кабедя2
Каталог сайтов
0-защита
Эл.сеть-коттеджа
Поиск неиспр...
Плоские провода...
Коробки...
Эл.сеть-ванной
Дом. щиток
Уравнив.потенциалов
Ввод коттеджа
Схемы освещения
Приёмы работы...
Установка розеток...
Требования к щитку
Система заземления
Воздуш.ответвление
Геометрия проводки
Способы соединения
Ориентация...
Выбор электросчётчика
Переход...
Особенности...
Скрытой электро...
Выбор сечения...
Высоты уст.розеток
Селективность...
Отличие устройства...
Структура электр...
Маркировка пров.
Устан. штепсельных...
Типы УЗО
Выбор заземления
Виды проводки
Типы проводов
Соединённым шлейфом
Применение УЗО
ЗАЗЕМЛЕНИЕ....
Розет груп...
Выбор УЗО
ПРОЕКТ
Как отличить...
Дифавтоматы
Сколько...
Тип автомата
Номинальный ток
доп.Карта сайта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение теории и выпол­нение практических упражнений курса "Объемно-пространственная композиция", по существу, только вводит в сложный комплекс вопро­сов, связанных с освоением начал профессиональной грамоты. Компо­зиция это искусство художествен­ного мышления и как всякое ис­кусство требует постоянной работы, пополнения знаний и совершенст­вования мастерства.

Общей методологической осно­вой продуктивного изучения ком­позиции являются общественно-ми­ровоззренческие дисциплины, овла­дение основами которых создает ба­зу для понимания социально-кулbj турной и социально-экономической природы формирования художест­венных течений и направлений развития архитектуры. Дальней­шее углубление знаний и развитие представлений об архитектурной композиции обеспечивается многи­ми дисциплинами учебного плана, такими v как история архитектуры и градостроительства, рисунок, жи­вопись, скульптура, а также основ­ной дисциплиной, формирующей профессиональные знания и умения будущего архитектора — архитек­турным проектированием.

Следует отметить, что в изучае­мом курсе композиционные прин­ципы и закономерности представле­ны в обобщающих понятиях, в то время, как в перечисленных дис­циплинах они проявляются в конк­ретных формах. Так в рисунке и живописи композиционные законо­мерности можно проследить в ха­рактере размещения изображения на поле бумаги, в распределении света и тени, тональном и цветовом построении рисунка или картины. При изучении истории архитекту­ры можно видеть, что каждый па­

мятник имеет свой композицион­ный строй, отличающий его от ря­да других.

В процессе последовательного выполнения на каждом курсе все более и более сложных проектов по дисциплине "Архитектурное проек­тирование" в каждом случае основ­ной целью и задачей автора являет­ся активный творческий поиск композиционных идей, индивидуа­лизирующих художественный об­раз проектируемого сооружения. Использование общих закономерно­стей построения формы и простран­ства обогащается живым опытом конкретной композиционной рабо­ты. Сочетание теоретических поло­жений, формирующих систему ком­позиционных взглядов, с конкрет­ным анализом композиционных особенностей проектируемого объек­та является оптимальным путем для накопления композиционного опыта как необходимого условия самостоятельной работы в архитек­турном проектировании.

Об этом необходимо сказать, чтобы предостеречь от возможных ошибок. Первая из них может про­явиться в пренебрежении к теории, в попытках заменить изучение об­щих теоретических положений и творческое использование их в практической деятельности заимст­вованием и повторением уже имею­щихся композиционных решений или опубликованных в профессио­нальной печати объектов. Вторая ошибка возникает при недоучете того неожиданного для многих, не изучавших теорию композиции, факта, что композиционные зако­номерности, до которых архитектор доходил трудным опытным путем, оказывается, можно сформулиро­вать и изложить в виде системы определенных правил, которые

244 Заключение

можно использовать в процессе по­строения объемно-пространствен­ных форм.

В учебном пособии неоднократ­но подчеркивается, что закономер­ности построения объемно-про- странственных форм нельзя рас­сматривать как жесткую систему. Каждый элемент композиции име­ет достаточную свободу видоизмене­ний (размер, пропорции, положе­ние в пространстве, фактура, кон­фигурация и т.п.). Поэтому непра­вильно думать, что только опира­ясь на найденные закономерности, лишь путем чисто логических умо­заключений можно устанавливать взаимосвязи между всеми составля­ющими архитектурной компози­ции. В архитектурной композиции непременное условие ее полноцен­ности — индивидуальная эмоцио­нальная трактовка, и эту эмоцио­нальность нельзя ограничить "хо­лодным регистром математических радостей" (выражение известного советского архитектора и педагога Г.Я. Мовчана).

Возможность выбора элементов, из которых "составлена" компози­ция, и практически неисчерпаемая вариантность видоизменений каж­дого элемента обеспечивают безгра­ничность диапазона композицион­ных поисков, но, вместе с тем, эмо­циональная насыщенность архитек­туры зависит в определенной мере и от глубины познания возможно­стей в использовании закономерно­стей формообразования, познания, которое раскрепощает фантазию архитектора. Именно поэтому бу­дущий архитектор должен нау­читься соединять воедино логику и

эмоции.

Наряду с освоением закономер­ностей формообразования грамотное решение профессиональных задач требует активного использования широкого диапазона знаний по ос­тальным дисциплинам, изучаемым в архитектурном вузе. В конечном итоге все изучаемые дисциплины нацелены на формирование профес­сиональных знаний, составляющих основу профессиональной подготов­ки, позволяющей архитектору уча­ствовать в проектировании градо­строительных комплексов, жилых, общественных, промышленных и сельскохозяйственных зданий и со­оружений, объектов ландшафтной архитектуры, интерьеров и т.п.

Однако решение комплекса про- ектно-строительнЫх задач архитек­тор всегда представляет в форме ар­хитектурной композиции. Компо­зиционные закономерности это ко­тел, в котором переплавляются све­дения и факты смежных дисцип­лин. Знание этих закономерностей обеспечивает профессионально целе­направленный подход ко всей сум­ме информации, поступающей в процессе обучения.

В процессе овладения профес­сией с каждым курсом будут ус­ложняться задания по архитектур­ному проектированию. В каждом, даже самом сложном проекте, зная закономерности формообразования, можно найти определенную логику построения композиционного реше­ния будущего проекта. И тогда, за­нимаясь проектированием, будет полезно еще раз перелистать курс объемно-пространственной компо­зиции.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ ОБЪЕМНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

Задание I. КОМПОЗИЦИЯ НА ПЛОСКОСТИ

Цель задания: дать начальное представление о композиции и показать воз-

ности листа бумаги с помощью ограниченно-

Задачи:

добиться согласованности и соподчинен- ности входящих в композицию элементов;

выявить фронтальность плоского листа;

сориентировать композицию по отноше­нию к зрителю (определить верх и низ).

Требования

1.   Композиция располагается на листе однотонной бумаги размером 30x40 см.

2.   Используется от трех до пяти элемен­тов прямоугольной формы, вырезанных из бумаги другого цвета или тона.

3.   Соотношения сторон прямоугольника могут быть в пределах от 1:1 (квадрат) до 1:5.

4.   Прямоугольники должны распола­гаться только параллельно или перпендику­лярно по отношению друг к другу и к краю

Методические указания:

допускается как симметричное, так и асимметричное расположение элементов на

композиция должна иметь главный эле­мент или композиционный центр. Выделе-

чиненным достигается неравенством их по трем признакам: форме, величине и располо-

композиция плоскости листа решается зрительным равновесием между общей пло­щадью элементов (или их массой), интерва­лами между ними и площадью свободного

Время выполнения задания: 2 ч в ауди­тории.

Задание П. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ МЕТРИЧЕСКИХ РЯДОВ

Ритм в искусстве определяется как закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуко­вых, речевых, изобразительных и т.д.). В композиционном решении произведений ар­хитектуры ритм играет ведущую роль. Наи­более часто в архитектурной композиции ис­пользуется одна из разновидностей ритма — метрический ряд, особенность которого за­ключается в повторимости одинаковых эле­ментов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых разли­чаются по одному или нескольким свойст­вам, образует сложный метрический ряд.

Цель задания: ознакомиться с простей­шим видом ритмической закономерности — метрическим рядом.

Задачи: задание состоит из ряда упраж­нений, выполняемых в макете. В каждом упражнении решается определенная задача.

Требования:

1.   Упражнения выполняются на подма- кетниках размером 20x40 см.

2.   В качестве элементов ряда использу­ются параллелепипеды квадратного или пря­моугольного сечения со сторонами размером* от 1 до 2 см, высота может варьироваться в пределах от 1 до 10 см.

3.   Масштабы макетов от 1:100 до 1:400.

Упражнение. "Объем и организуемое им

пространство".

Определить и графически зафиксировать в плане зависимость величины организуемо­го пространства (зоны формального воздейст­вия) от размеров элемента, последовательно используя два элемента разной высоты.

Упражнение. "Влияние характера мет­рического ряда на плотность заполнения про­странства".

246 Приложение

Характер простого метрического ряда за­висит от соотношения элементов и интерва­лов между ними. Максимальный интервал является пределом, при котором сохраняется зрительная взаимосвязь элементов между со­бой. Дальнейшее увеличение интервала ведет к разрушению ряда. При минимальном ин­тервале каждый элемент ряда еще восприни-

дальнейшем уменьшении интервала происхо­дит зрительное слияние элементов, т.е. они теряют свою самостоятельность.

Упражнение выполняется в три этапа и предусматривает каждый раз графическую фиксацию в плане границ пространства, фор­мируемого объемными элементами.

I    этап. Поставить на подмакетнике два одинаковых объемных элемента небольшого размера (высотой 2—5 см) на значительном расстоянии один от другого. При этом отме-

мых ими пространств.

II   этап. Последовательно добавляя один два, три и более таких же объемов, постро­ить метрический ряд с максимальными ин­тервалами между элементами. Метрический ряд будет обладать при этом большой сте­пенью пространственности.

Ш этап. Увеличивая число элементов, построить метрический ряд с минимальными по величине интервалами. Такой ряд будет обладать большой степенью плотности (мас-

После выполнения упражнения с эле­ментами небольшой высоты предлагается по­вторить его, используя более высокие объе­мы. Результаты сравнить.

Упражнение. "Построить метрический

Построить метрический ряд, каждый элемент которого состоит из нескольких (одинаковых или разных) объемных форм.

Упражнение. "Ограничение (зрительная остановка) сложного метрического ряда"

Используя два или три отличающихся друг от друга простых метрических ряда, по­строить законченный период сложного мет­рического ряда.

Время выполнения задания: 4 ч в ауди-

Задание III. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РИТМИЧЕСКИХ РЯДОВ

Ритмический ряд характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно.

Цель задания: освоить основные принци­пы построения ритмических рядов.

Задачи: задание состоит из пяти упраж­нений, в каждом из которых решается опре­деленная задача.

Требования:

1.   Упражнения выполняются на подма- кетниках размером 20x40 см (для 1-го и 2- го упражнений) и 15x20 см (для 3,4, 5-го упражнений).

2.   В качестве элементов ряда использу­ются параллелепипеды квадратного или пря­моугольного сечения со сторонами размером

1—12 см.'

3.   Масштабы макетов от 1:100 до 1:400.

4.   В каждом макете должна быть выра­жена закономерность построения ритмиче­ского ряда.

Упражнение 1. Построить простой рит­мический- ряд из одинаковых элементов с увеличивающимися (уменьшающимися) ин­тервалами. Графически зафиксировать в пла­не границы пространства, организуемого эле­ментами ряда.

Упражнение 2. Построить возрастающий (убывающий) ритмический ряд из элементов разной высоты при одинаковых интервалах. Зафиксировать границы организуемого про­странства.

Упражнение 3. Построить ритмический

вых интервалах. Ритм должен быть достиг-

сительно плоскости основания, осей коорди­нат или зрителя. Допускается построение ря­да не по прямой линии в плане.

Упражнение 4. Превратить ритмический ряд из одинаковых элементов в метриче-

параллелепипедов (сохраняя их габариты).

Упражнение 5. Построить завершенный ритмический ряд, зрительная остановка ко­торого достигается резкой сменой закономер­ностей развития ряда или сочетанием двух или более встречных рядов.

Задание IV.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ

ЭТЮД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

РИТМИЧЕСКИХ РЯДОВ

Ритмические закономерности свой-

целым комплексам, архитектурным ансамб­лям. Обычно архитектурная композиция строится не на одном каком-либо ритмиче­ском порядке, а на сопоставлении несколь­ких ритмических или метрических рядов,

Цель задания: показать возможности ритмических рядов при композиционном ре-

Приложение  247

шении открытого (экстерьерного) простран- Задачи:

решить композицию открытого про­странства;

выделить центр композиции; организовать движение воображаемого зрителя по направлению к композиционному центру.

Требования:

1.   Макет выполняется на плоском пря­моугольном подмакетнике размером 20x30 или 25x25 см.

2.   Реальная величина пространства от 150 до ЮОООм2, масштаб макета соответст­венно от 1:50 до 1:400.

3.   Композиция пространства решается взаимодействием двух или трех ритмических (метрических) рядов.

4.   Для построения рядов используются кубы или параллелепипеды.

Методические указания: величина организуемого пространства и масштаб макета выбираются автором и пока­зываются с помощью фигурки условного зрителя;

величина, пропорции и число объемных элементов определяются в соответствии с вы­бранным масштабом и авторским замыслом;

элементы могут находиться на расстоя­нии или врезаться один в другой;

композиционный центр может находить­ся между объемными элементами, но может быть обозначен единым объемом или груп­пой элементов;

в целях достижения единства компози­ции и напряженности ритма возможно нару­шение элементарных ритмических законо­мерностей;

для уточнения масштаба композиции возможно размещение на макете условных деревьев или кустарников, не нарушающих однако композиционного единства;

по согласованию с преподавателями раз­решается ограниченное применение цвета.

Время выполнения задания: 2—4 ч в аудитории с предварительной подготовкой

Задание V. КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ФРОНТАЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ЕЕ ПЛАСТИКИ

Архитектурное сооружение пред­ставляет собой объем, внутреннее простран­ство которого ограничено материальными поверхностями. Поэтому надо помнить, что в данном задании плоская или криволиней­ная поверхность рассматривается как часть объемного сооружения (фасад, часть фасада или интерьера).

Фронтальность — такое положение объ­екта, когда он повернут к .зрителю фронтом или главным фасадом. При этом возможно­сти зрительного восприятия ограничиваются точками зрения, расположенными вдоль оси, перпендикулярной к центральной части соо­ружения, обращенного фронтом к зрителю.

Цель задания: изучить некоторые при­емы композиционного построения и выявле­ния фронтальной поверхности в технике ма­кетирования и чертеже.

Задачи:

решить композицию заданной фронталь­ной поверхности в макете;

выполнить чертеж полученной компози­ции и выявить ее пластику средствами гра-

Требованши

1.   Композиция фронтальной поверхно­сти решается на основе ритмических законо­мерностей.

2.   Композиционное решение должно вы­явить форму заданной поверхности и ее по­ложение в пространстве.

3.   Средством композиционного решения являются членения пространства.

4.   На чертеже пластика поверхности

5.   Натуральные размеры поверхности по высоте и ширине от 8 до 16 см.

6.   Масштаб макета — 1:50 натуральной

7.   Размер чертежа должен соответство­вать размеру макета или превышать его в

Методические указания:

поверхность может быть задана в виде прямоугольника, трапеции или иметь более сложное очертание ^по рекомендации педаго­га);

заданная поверхность может быть пло­ской, вогнутой, выпуклой или иметь бо­лее сложную форму сечения (как горизон­тального, так и вертикального). Однако развитие по глубинной координате не должно разрушать фронтальность поверхно­сти — максимальная глубина композиции — не более 2 м.

Применяемые членения поверхности мо­гут быть:

по пластическому выражению — высту­пающими и заглубленными (рельеф, контр­рельеф);

по характеру — полными или неполны-

по направлению — горизонтальными, вертикальными и наклонными;

по очертаниям — прямолинейными и криволинейными.

Членения могут быть образованы введе­нием контрастных форм, подчиненных ос­

248 Приложение

новяой форме; могут быть образованы с по­мощью секущих плоскостей — объемно-ли­нейных элементов, пересекающих поверх­ность в вертикальном, горизонтальном и на­клонном направлениях. Наиболее типичны для фронтальной поверхности членения вер­тикальные и горизонтальные.

Если фронтальная поверхность членится на большое число частей по любой из фрон­тальных координат, то для приведения боль­шего числа членений к меньшему числу, воспринимаемому зрительно ясно (например, два-три), необходимо установить соподчинен- ность членений посредством группировки их по тем или иным признакам. Методом сопод­чинения большого числа членений достигает­ся выявление главной части поверхности и единство элементов композиции.

Выявить форму фронтальной поверхно­сти — значит привести ее к такому виду, ко­торый достаточно достоверно показывает ее действительный характер (плоскостность или криволинейность).

Время выполнения задания — 12 ч, за­дание выполняется в аудитории.

Задание VI. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

КОМПОЗИЦИИ

По признаку пространственного положения форм различаются три вида ком­позиции — фронтальная, объемная и про­странственная .

Фронтальная композиция характеризу­ется развитием фронтальной и вертикальной координат с подчиненной глубинной и восп­ринимается с точек зрения, расположенных перед композицией.

Объемная композиция может иметь рав­номерное развитие по трем координатам или с преобладанием вертикальной координаты и воспринимается при движении вокруг ком-

Пространственная композиция характе­ризуется превалированием пространства над объемами, ограничивающими его. Такая композиция может развиваться по глубин­ной, фронтальной и вертикальной координа­там и восприниматься зрителем, находящим­ся внутри самой композиции. Пространст­венная композиция с преобладанием глубин­ной координаты называется глубинно-про­странственной и воспринимается при дви­жении зрителя в главном направлении раз­вития пространства.

В архитектурной практике все три вида композиции обычно находятся в диалектиче­ском взаимодействии. Рассмотрение видов композиции в данной расчлененности и вы­полнение заданий в определенной последова­тельности облегчает освоение закономерно­

стей построения композиций объемно-про­странственных форм.

Цель задания: дать понятие о принципи­альном различии между тремя видами ком-

Задачи;

построить фронтальную композицию;

построить объемную композицию;

построить пространственную компози-

Требования:

1. Композиции выполняются на квадрат­ных подмакетниках размером 20x20 см.

3.   В каждой композиции используется от 3 до 5 объемных элементов прямоуголь­ной формы без членения (кубы, параллеле­пипеды).

4.   Размеры сторон сечения элементов: минимальный — 2 см, максимальный — 10 см.

5.   Элементы должны быть расположены на расстоянии или врезаться друг в друга, примыкание элементов не допускается. Каж­дый объемный элемент композиции должен четко прочитываться.

6.   Элементы должны располагаться под пря­мым углом друг к другу и к плоскости осно-

Методические указания:

объемные элементы и подмакетники изготов­ляются заблаговременно дома; выбирая форму, пропорции и величины эле­ментов, необходимо помнить о том, что ком­позиция — это гармоническая взаимосвязь всех ее элементов;

после консультации педагогов принесенные из дома композиции дорабатываются и фик­сируются (приклеиваются).

Время выполнения задания — 2—4 ч в аудитории.

Контрольная клаузура на тему: "Виды композиции"

Предлагается построить фронтальную, объемную или пространственную компози­цию (по выбору), используя плоскости пря-

При этом необходимо выполнить следу­ющие условия:

1.   Число плоскостей должно быть не бо­лее 10.

2.   Плоскости должны иметь условную толщину (толщина показывается с помощью отогнутого края плоскости).

3.   Плоскости могут врезаться друг в друга, примыкать или находиться на рассто­янии (при этом сочетание нескольких пло­скостей может представлять собой объемную форму).

Композиция должна быть представлена

Приложение  249

Макет выполняется из одноцветной бу­маги или картона. Высота до 20 см. Макет должен располагаться на подмакетнике, раз­меры которого в пределах 15—30 см, форма подмакетника выбирается автором.

В чертеже макет должен быть представ­лен в виде трех основных ортогональных проекций.

Масштаб изображения 1:1, 1:2, 1:5, при­нимая размер макета за единицу измерения.

Графика выполнения любая. Возможно исполнение чертежа в том или ином цвете.

Размер чертежа 30x40 см.

Масштабность макета определяется авто­ром с помощью условной фигурки зрителя.

Задание VII. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ КОМПОЗИЦИИ

Методический анализ задания свя­зан с четким пониманием того, что на воп­рос, к какому виду относится та или иная композиция, можно ответить, лишь прини­мая во внимание два важных фактора:

объективный — взаимное расположение элементов в пространстве, характер развития композиции по осям координат;

субъективный — положение зрителя по отношению к композиции, т.е.. учет ситуа­ции, в которой форма воспринимается чело-

Цель задания: закрепить представление о принципиальных различиях между тремя

скую взаимосвязь между ними.

Задачи:

построить фронтальную или объемную

странстве, добиться перехода первоначальной композиции (фронтальной или объемной) в пространственную.

Требования:

1.   Задание выполняется в трех макетах:

первый — первоначальная композиция

(фронтальная или объемная);

второй — фиксация момента перехода первоначальной композиции в пространст­венную;

третий — пространственная компози-

2.   Макеты выполняются на трех одина­ковых подрамниках размером 20x30 см для фронтальной и 23x23 см — для объемной

3.   Композиции строятся из объемных элементов прямоугольной формы, причем возможна трактовка параллелепипедов в ви­де уголков, швеллеров (т.е. объемов, не пол­ностью ограниченных плоскостями).

4. Число элементов в каждой компози­ции от 4 до 8.

Методические указания: вид первоначальной композиции (фрон­тальная или объемная) выбирается по усмот­рению автора;

для макетов заблаговременно изготовля­ются три одинаковых набора элементов;

фронтальная композиция первоначально располагается вдоль одного (короткого) из краев подмакетника. Перемещением боко­вых элементов композиции вперед достигает­ся постепенное увеличение глубинности. Сте-

бинного пространства во фронтальной компо­зиции, определяется соотношением глубины и размеров композиции по двум фронталь­ным координатам;

в макетах фиксируется начальная и ко­нечная стадии (фронтальная и глубинно-про­странственная композиция), а также проме­жуточная стадия, когда фронтальность ком­позиции уже разрушена, а пространство еще превалирует над ограничивающими его объе-

необходимо помнить об условной фигур­ке зрителя, располагая ее в характерных точках пространства;

объемная композиция первоначально располагается в центре подмакетника. Посте­пенно перемещая элементы композиции от центра к краям подмакетника, позволим пространству проникнуть между объемами. В зависимости от соотношения массивных и пространственных элементов, объемных форм и пространства между ними, достигает-

странственности объемной композиции;

в макетах фиксируется начальная и ко­нечная стадии (объемная и пространственная композиции), а также промежуточная ста­дия, когда объемность уже разрешена, а про­странство еще не превалирует над ограничи­вающими объемами.

Время выполнения задания — 2—4 ч в аудитории.

Задание VIII. КОНТРАСТЫ В ОВЪЕМНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

Архитектурные сооружения могут вызвать у зрителя различные впечатления н

формируются в процессе восприятия в зави­симости от свойств объекта: величнг.^!, гео­метрической формы, взаиморасположения в пространстве и пропорциональных характе­ристик элементов композиции. Сооружение может быть воспринято как легкое ялж тя-

250      Приложение

ное или динамичное, причем эти противопо­ложные характеристики наиболее четко про­являются и обнаруживаются при сравнении различных по композиции объектов. Цель задания:освоить основные принципы построения формы, вызывающей противопо-

Задачи:

на основе контрастного различия харак­теристик формы решить две фронтальные композиции, две объемные композиции.

Требования

1.   В композиции должно быть использо­вано от 3 до 7 элементов простой геометри­ческой формы (кубы, параллелепипеды, призмы, пирамиды, цилиндры).

2.   Высота композиции должна быть в пределах 6—20 м.

3.   Макет выполняется в масштабе 1:50 или 1:100.

4.   В качестве рабочих стадий задания выполняются макеты как фронтальных, так и объемных контрастно решенных компози­ций. Окончательно дорабатывается одна из пар (по согласованию с преподавателями). К

шения и черновые макеты.

Методические указания:

элементы могут быть расположены на расстоянии или врезаться друг в друга. При-

ось композиции может быть как верти-

элементов с включением пространства. По отношению друг к другу элементы могут быть расположены под утлом;

скается пластическая разработка поверхности

выразительность формы достигается с помощью ритмических закономерностей и других средств композиции;

величина и геометрическая форма ком- пози.дии (в которую входит и подмакет- ник как один из элементов) определяется автором.

Время выполнения задания — 14 ч.

Задание IX. КОМПОЗИЦИОННЫЙ

АНАЛИЗ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

Выполняется в связи с курсовым заданием "Отмывка фасада (или "перспекти­ва") архитектурного сооружения" для даль­нейшего изучения метроритмических законо­мерностей и понятий о взаимосвязи и сопод-

чиненности основных элементов архитектур-

Цель задания: освоить некоторые при­емы композиционного анализа произведений архитектуры.

Задачи:

ознакомиться с объектом анализа;

определить вид композиции данного соо­ружения;

выполнить анализ метроритмических за­кономерностей плана и одного из фасадов (или разрезов);

выполнить анализ соподчинения основ­ных масс (членений) композиции соору-

Требования:

1.   Композиционный анализ выполняет­ся графически и должен содержать аннота­цию и схемы с необходимыми пояснениями.

2.   Аннотация включает название объек­та, краткие сведения о нем (кто автор, когда и где построен объект, назначение и т.п.) и определение вида композиции.

3.   На схемах метроритмических законо­мерностей необходимо четко разделить и по­казать метр и ритм как на фасаде (разрезе), так и в плане. При наличии метрических и ритмических рядов требуется выявить и за­фиксировать приемы и средства» использо­ванные для зрительной остановки каждого ряда.

4.   Схема (или схемы) композиционного соподчинения масс должны показать основ­ные и подчиненные массы и членения, ос-

фической иллюстрацией к ответу на вопрос: каким образом (какими приемами и средст­вами) достигнута целостность и гармонич-

Работа выполняется на листе бумаги раз­мером 35x75 или 40x60 см (1/2 листа). Мас­штаб схем, их число и графика чертежа вы­бираются автором. Возможно выполнение схем на кальках с последующей компонов-

Методические указания:

при анализе метроритмических законо­мерностей ритм трактуется как: 1) последо­вательное изменение каких-либо свойств со­поставляемых элементов композиции; 2) за­кономерное изменение свойств единой фор­мы, входящей в композицию. Метр тракту­ется как закономерное периодическое повто-

архитектурное сооружение рассматрива­ется как система соподчиненных элементов. Соподчинение между несколькими элемента-

дующих вариантах:

группа малых объемов подчиняется од­ному главному;

Приложение  251

группа объемов (или членений), относи- ных между собой, входят в общий объемный

главный элемент композиции может быть выделен по признаку величины, пла­стической разработанности, положения в сис-

графическое решение схем композици-

рактеру архитектуры объекта. Схемы могут быть выполнены в цвете (тушью, красками, цветными фломастерами или карандашами).

Время выполнения задания — 6 ч.

Задание выполняется в часы проектиро-

Задание X. КОМПОЗИЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЪЕМНО- ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

Требуется решить композицион­ную задачу на выявление взаимодействия между несущими и несомыми формами в простейшем виде конструкции (исключая ар­ки, своды, купола):

A.  Выявить несущие и несомые формы.

B.  Выявить сопряжение между несущи­ми и несомыми частями конструкции.

В. В зависимости от задуманного харак­тера композиции выявить характер взаимо­действия форм несущих и несомых (тяжесть, монументальность и легкость, лиричность).

Средства решения:

1.   Вид и характер несущих и несомых форм.

2.   Размеры и интервалы между форма-

3.   Плотность и разряженность массы не­сущих и несомых форм.

4.   Деформация несущих и несомых форм. Деформация несущих форм — опор — зрительно не должна превышать предел уп­ругости.

б. Фактура и цвет.

6. Ритм.

Упражнение решается в виде фронталь­ной или объемной композиции.

Задание выполняется в макете разме­ром 18—20 см по наибольшему измерению. Наименьшая натуральная величина компози-

Заданне XI. ВЫЯВЛЕНИЕ ФРОНТАЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ

Задание является логическим про­должением тематики на построение компози­ции и направлено на развитие представлений о пластической разработке архитектурной формы. Задание состоит из двух упражне­ний, из которых студентам предлагается од­но на выбор.

Цель задания: Дальнейшее изучение свойств архитектурной формы (геометриче-

странстве, светотень и т.п.), а также освое­ние приемов, средств и закономерностей по­строения архитектурной композиции.

Задачи:

освоение приемов архитектурной компо-

освоение понятий выявления архитек­турной поверхности и объема;

освоение приемов макетирования.

Упражнение. "Выявление фронтальной поверхности".

Предлагаются фронтальные поверхности (на выбор):

1    вариант — прямоугольник (с отноше­нием сторон 1:1,5 или 1:2, развитый по го­ризонтали или по вертикали, квадрат);

2    вариант — равнобедренная трапеция (прямая и обратная). Поверхность может иметь прямолинейное или криволинейное очертание в плане, однако криволинейное очертание поверхности не должно нарушать условий фронтальности, т.е. глубинная коор­дината должна быть подчинена фронтальной.

Требуется: выявить заданную фронталь­но стоящую поверхность, решая ее как фронтальную композицию.

Упражнение. "Выявление объемной

Предлагаются объемные формы (на вы­бор):

1    вариант — параллелепипед (с соотно­шением сторон 1:1:2*3);

2    вариант — правильная трехгранная призма (с соотношением сторон 1:1:2гЗ);

3    вариант — правильная четырехгран­ная пирамида (с соотношением сторон 1:1:2). Прямая и обратная.

Требуется выявить форму, решая ее как объемную композицию.

252      Приложение

Масштабность композиции должна быть выражена с помощью условного изображе­ния фигуры человека (зрителя).

Макеты выполняются из одноцветной

Габаритные размеры макетов 15—25 см.

Методические указания:

фронтальная композиция воспринимает­ся зрителем при движении, напрарленном на нее или вдоль ее; объемная композиция — при движении вокруг нее;

фронтальная поверхность и объемная форма могут занимать вертикальное и ва­жна быть зрительно уравновешена;

поверхность основания, на которой рас-

или иметь членения в виде рельефа (контр­рельефа).

В решении используются основные ком­позиционные закономерности: пропорцио­нальные соотношения, метроритмическая ор­ганизация элементов формы и т.п.);

средства построения и выявления фрон­тальной и объемной композиций: члене­ния — пластическая разработка основной формы (рельеф или контррельеф);

сопоставление массы и пространства —

ментов в виде плоскостей или объемных форм; возможно использование фактуры.

В художественном решении фронталь­ной и объемной композиций необходимо вы­явить статику или динамику композиций. Динамика как фронтальной, так и объем­ной композиции может развиваться в верти­кальном, горизонтальном или наклоном на-

Время выполнения задания: 4 недели (8 ч).

Задание XII.

КОМПОЗИЦИОННАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТКРЫТОГО

ПРОСТРАНСТВА

(ПРОСТРАНСТВА,

НЕ ИМЕЮЩЕГО ПЕРЕКРЫТИЯ)

При решении как крупных градо­строительных задач, так и планировки не­больших участков местности архитектор встречается с проблемами организации от­крытого пространства.

Цель задания: изучение основных зако­номерностей, приемов и средств организации открытого пространства.

Задачи:

решить композицию открытого про­странства, используя объемные элементы и рельеф местности;

выявить полученную пространственную композицию, используя приемы решения композиции объемной формы и поверхности. Требования:

крытое пространство с помощью одного или нескольких объемов простой геометрической формы (величина их, положение в простран­стве и массивность определяются автором). Пространство может быть организовано вок­руг' группы объемов (объема) или ограничено ими по периметру. При этом поверхность ос­нования может быть горизонтальной или на­клонной (угол наклона не должен превы­шать 30 ). При выявлении пространства не­обходимо особое внимание уделить компози­ционному решению поверхности основания. Для этого используются приемы пластиче­ской разработки этой поверхности — члене­ния, расположенные в основной плоскости; в нескольких уровнях и идущие горизонталь­но или под разными наклонами.

Макет выполняется из одноцветной бу-

Размер макета в плане 25—30 см, по высоте до 15 см.

Методические указания:

для выполнения пространства возможно

элементов не должна превалировать над про­странством);

в работе необходимо уделить внимание последовательному восприятию композиции при движении воображаемого зрителя (ком­позиционно выделить главную, начальную точку восприятия).

Время выполнения задания* 4 недели (8 ч).

Задание XIII. КОМПОЗИЦИОННОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗАКРЫТЫХ

КОНТРАСТНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Проектирование архитектурных сооружений требует от архитектора умения не только организовать интерьерное про­странство в соответствии с функциональным назначением объекта, но и достичь художест­венной выразительности как отдельного про­странства, так и сочетания всех пространств в целом. Во многом художественная вырази­тельность интерьерных пространств зависит от умелого использования их сравнительных характеристик, решенных в ^контрастных

Цель задания — освоить основные зако­номерности, приемы и средства организации закрытых пространств (интерьерного типа).

Приложение  253

Задачи:

овладеть навыками применения контр­астов в пространственной композиции;

найти приемы выявления, раскрываю­щие особенности каждого пространства. Требования:

1. Необходимо построить и выявить композиции из двух взаимосвязанных контрастных пространств интерьерного типа. Контраст может быть достигнут изменением параметров по одной или нескольким харак­теристикам:

соотношению координат (глубинное, вер­тикальное, фронтальное и другие простран-

форме плана (в виде квадрата, круга и т.д., симметричной или асимметричной);

степень замкнутости (замкнутое или час­тично замкнутое).

При построении композиАонной систе­мы контрастных пространств разрешается использовать плоскостные формы разной ве­личины, которые могут занимать любое по-

Обязательным является определение ав­тором масштаба пространства с помощью ус­ловного изображения фигуры человека. Композиция выполняется из бумаги. Размеры макета должны быть в преде­лах 20—30 см.

Методические указания: для выявления построенной пространст­венной композиции возможно использование следующих приемов:

членение элементов, ограничивающих пространство (включая поверхность основа­ния и перекрытия);

сопоставление контрастных форм самих

сопоставление массы и пространства в

членение пространства элементами (мас­са элементов, членящих пространства, не должна превалировать над организуемыми пространствами).

• Взаимосвязь пространств может быть до­стигнута непосредственным перетеканием од­ного в другое или с помощью связующего пространства.

При выполнении работы необходимо особое внимание уделять ясному решению самих пространств, а также организации по­следовательного восприятия композиции при движении в ней зрителя.

Размеры макета должны быть в преде­лах 20—30 см.

В некоторых случаях для более удобного восприятия композиционного решения пере­крытия в макете могут быть не показаны или показаны условно в виде объемных эле-

(10 чГ^ ВЫПОЛНвНИЯ заданИЯ

Задание XIV. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА С ЕГО ОБЪЕМНОЙ ФОРМОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Архитектурное сооружение пред­ставляет собой организованное ннтерьерное пространство, которое ограничивается мате­риальными поверхностями. Эти поверхности формируют объем сооружения, воспринимае­мый извне. Одним из условий создания ком­позиции архитектурного сооружения являет­ся единство между интерьерным пространст­вом и внешней формой объема, ограничива-

Цель задания: освоить композиционные закономерности, приемы и средства органи­зации системы интерьерных пространств, объемной формы и связи их с окружающей средой.

Задачи:

решить композицию из нескольких вза­имосвязанных закрытых пространств (ин­терьерного типа);

выявить характер композиционной орга­низации закрытых пространств во внешней форме объема, ограничивающего эти про­странства;

создать взаимосвязь внутреннего про­странства и окружающей среды (под окружа­ющей средой подразумевается открытое про­странство, окружающее объем).

Требования:

1.   Внутреннее пространство должно представлять единую композиционную систе­му нескольких закрытых пространств. Число пространств должно быть в пределах 3—5.

2.   Закрытые пространства должны быть непосредственно связаны между собой.

Макет выполняется в масштабе 1:50.

Габариты закрытых пространств по каж­дой из координат должны быть в пределах 2,5—6 м. Общая высота композиции не дол­жна превышать 10 м.

Композиция должна быть расположена на квадратном участке размером 20x20 м (размер подмакетника 40x40 см). Разрешает­ся свободное в плане расположение компози­ции на подмакетнике. Макет выполняется из одноцветной бумаги или картона.

Для определения величины композиции по отношению к человеку на макете необхо­димо показать изображение фигуры условно­го зрителя.

Методические указания:

величины пространств могут находиться в контрастных или нюансных соотношениях между собой;

254 Предметный указатель

закрытые пространства ограничиваются прямоугольными плоскостями (линейные и объемные элементы исключаются);

все плоскости располагаются вертикаль­но или горизонтально, во взаимно перпенди­кулярном или параллельном направлениях; плоскости могут пересекаться, примы-

внешняя форма должна быть решена как объемная или фронтальная композиция и пластически выявлять внутреннюю орга> зацию пространств;

необходимая взаимосвязь внутреннего пространства с внешней средой может быть создана непосредственным перетеканием от­крытого и закрытого пространства, с по­мощью плоскостей, общих для внутреннего пространства и наружной среды, а также промежуточных (полузакрытых) про­странств;

поверхности основания открытого и за­крытых пространств могут находиться в од­ном или нескольких уровнях.

Время выполнения задания: 5 недель (Ю ч).