1

Дизайн, интерьер

Дизайн-проектирование.  Методологические основы учебного дизайн-проектирования

Напомним, что данные учебные материалы предназначены для подготовки дизайнеров по специальности №052400 (070601.65), не предусматривающей предварительного архитектурного образования. Элементы предлагаемого пособия могут быть включены в соответствующие дисциплины в сжатом виде, в т.ч. и в курсовое проектирование. При планировании тематики, количества и объема проектов, рассчитанных на выполнение в каждом семестре, учитывается необходимость освоения студентами архитектурно-конструктивных аспектов объекта дизайн-проектирования в их технологической специфике, прежде чем развернется собственно проектирование [21, 69, 83, 106, 113, 118, 133, 142, 143].

Проектирование в два этапа позволяет разрабатывать в каждом семестре один проект, в котором полноценно представлены архитектурно-конструктивная часть, дизайн архитектурного пространства, детальная разработка конструктивных узлов и элементов монументально-декоративного искусства. Кроме того, выполняются контрольные клаузуры на темы, стимулирующие работу над проектом.

Таким образом, в течение всего учебного цикла курсового проектирования III—V курсов выполняются 6 курсовых проектов, тематика которых:

- имеет сменную типологию, включающую жилые, общественные, производственные сооружения, их интерьеры и зоны благоустройства;

- развивается от объектов простого архитектур но-конструктивного решения и несложного функционального назначения к развитым планировочно  и  функционально комплексным пространствам.

Посеместровое распределение заданий на курсовое дизайн-проектирование представлено следующими объектами:

III курс V семестр: Здание системы повседневного социально-бытового обслуживания с зальным помещением;

III курс VI семестр: Жилое пространство — городская квартира или усадебный 2-хэтажный жилой дом;

IV курс VII семестр: Крупное здание административного или общественного назначения с раз витой системой зальных помещений;

IV курс VIII семестр: Производственное сооружение — цех, гараж, ангар, склад;

V курс IX семестр: Входная зона общественно го или производственного здания с элементами благоустройства и рекламы;

V курс X семестр: Ландшафтный дизайн с разработкой коммуникаций, малых архитектурных форм и дендрологии.

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%B4%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B7%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%B9%C3%90%C2%BD;exclude:161,258,192,167,124,254,147,162,3,253,106,111,137,138,131,132,286,113,119,13,91,172,252,281,257,163,230,122,160,178,121,158,143,110,184,133,259,120,127,123,191,166,135,22,168,128,112,251,14,154,117,153,299,136,9,300,130,256,189;limit:10;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}

Глубинная композиция

Представляет продукт психологического осознания результатов наблюдения организованной среды изнутри, обобщения и фиксации в памяти визуальных данных. (рис. III.4.47)Чтобы наблюдаемое пространство могло расцениваться как глубинная композиция, оно должно обладать рядом свойств. К их числу относятся перечисленные ниже.

1. Реальное или условное ограничение композиционного поля. В роли ограничивающих экранов могут быть здания (для интерьера — стены и перекрытия), природные феномены (река, обрыв, граница леса) или символические границы сакральной территории (скажем, некие Лысая гора или Мертвая долина) (рис. 111.4.48).

2. Доминантой композиции является собственно пространство. Его обобщенный функциональный и художественный образ определяется вкладом экранирующих элементов и закрепляется акцентами, расположенными в композиционно обусловленных местах плана внутри или за пределами    пространства    композиционного    поля (рис. III.4.49).

Акцентом может быть не только памятник в центре площади или на ее краю, но и условное пересечение композиционных осей, а также силуэт церкви, расположенной в створе перспективы

Глубинная композиция

 

зданий за пределами площади. Непонимание или, скорее, игнорирование функции пространства как архитектурной доминанты городской среды (а не просто пустого воздуха) приводит к уничтожению привокзальных площадей и скверов в Москве (например, Курский вокзал, на очереди — Павелецкий), обрубанию боковых визуальных осей улиц, с проезжей части которых не видны ансамбли зданий, наглухо закрытые временными павильонами рынков (Коньково в Москве), активной застройке перекрестков супермаркетами и коммерческими жилыми зданиями (рис. 111.4.50).

3. Живое пространство всегда имеет вход— выход (и не один). Замкнутость пространства — понятие условное, ее степень определяется визуальным эффектом наблюдения, обусловленным архитектурной стилистикой экранирующих объектов, плотностью заполнения среды.

4. Форма пространства глубинной композиции определяется пунктами входов, трассами внутреннего перемещения и векторами обзора, заложенными в программу композиции.

Понятие глубинной композиции имеет привычные ассоциации с городскими площадями, поэтому даже в учебном проектировании и макетировании неизбежны намеки на реальные аналоги. Их не нужно бояться. И макетные композиции отражают различные варианты исторически сложившихся форм площадей и интерьерных схем: компактные, разветвленные, линейные, иррегулярные. Правильные геометрические формы имеют, преимущественно, интерьеры и архитектурные ансамбли симметричной или диссимметричной организации, возведенные в короткие сроки и еще не деформированные эксплуатацией.

Асимметричный принцип организации глубинной композиции требует большой ответственности в определении весовых соотношений объектов и интервалов между ними, тренированного композиционного чутья.

Впечатление гармонии пространства глубинной композиции во многом зависит от позиций и направлений наблюдения. Здесь нужно подразделять пространства на наблюдаемые одновременно и последовательно.

Для пространства, читаемого единой картиной, важно найти точку или площадку, с которой открывается вид, максимально благоприятный для оценки глубинной композиции. В таких местах даже создаются удобные для наблюдения условия — скверы, скамьи, тенистые деревья, видовые площадки, — а мероприятия по благоустройству также планируются исходя из фиксированных плюс-точек.

Для создания грамотной и эстетически полноценной глубинной композиции на материале смежных пространств крупного общественного здания, воспринимаемых последовательно, целесообразно составлять карты движения наблюдателей с акцентированием на них позиций, с которых раскрывается вид на наиболее важные и интересные с точки зрения дизайнера места интерьера (рис. 111.4.51).

Осмысленное построение глубинной композиции дает через последовательные визуальные впечатления сильный психологический эффект, чему достаточно много примеров в истории архитектуры. Осевое построение египетских храмовых комплексов Карнака и Луксора рисует в воображении картину постепенного сдавливания пространства при последовательном проходе через все более тесные и темные залы. Практически тот же прием нагнетания мистицизма использовался в осевом построении планов буддийских монастырей, где главная трасса пересекает ограды нескольких концентричных дворов и доходит, наконец, до храма с главной святыней — апофеозом всего действия (рис. 111.4.52). По ходу движения посетитель почти физически ощущает увеличение количества оград-оболочек, отрезающих его от внешнего мира, и погружается в состояние медитации.

Без метафизического давления на сознание, но вполне продуманно, строятся композиции внутреннего пространства, например, крупных зрелищных

 

 

Глубинная композиция

 

Глубинная композиция

 

объектов, для которых просчитываются решения с учетом как единовременного, так и последовательного наблюдения. Здесь предельный уровень аудио-визуальной насыщенности среды (нулевая фаза театрального действа) остается в фойе, оставляя относительно нейтральным пространство зрительного зала, где главный психологический эффект гарантируется событиями на сцене.

В разделе, посвященном собственно дизайн-проектированию, глубинная композиция рассмотрена наиболее подробно как область, поглощающая практически все проблемы, связанные с гармонизацией объектов и пространств, соответствующих в т.ч. фронтальной и объемной композициям.

А для закрепления материала есть смысл выполнить ряд макетных упражнений на темы глубинной композиции.

В разработке композиционного замысла равным образом фигурируют как объемные элементы, располагаемые в определенной диспозиции друг к другу и с композиционно обусловленными интервалами, так и подиум (подмакетник), форма, размеры и рельефное построение которого образуют композиционное поле.

Оценка глубины пространства формируется наблюдением и сравнением его параметров: членений вертикальных и горизонтальных поверхностей, наличием объемных акцентов и ритмичности компоновки, эффекта иллюзии перспективы, форм и деталей, выявляющих масштабность и дистанцию до визуальных ориентиров.

В разработке макета глубинной композиции, имитирующей интерьер, необходимо особенно внимательно соблюдать антропометрическую со масштабность целого и деталей.