Дизайн, интерьер

Дизайн, интерьер

Металлы в архитектуре и дизайне.

Промышленная революция в Европе XIX в. вызвала активное вторжение металла в индустрию, транспорт, архитектуру. Конструкционные качества металла в большепролетных сооружениях оказались вне конкуренции. Наиболее интенсивно использовался твердый, но хрупкий чугун, затем сталь. Медь и латунь нашли применение в приборостроении и производстве инструмента. Позже была разработана технология электролизного по лучения алюминия — легкого и мягкого металла, прочностные свойства которого были усилены в его сплавах с другими металлами.

 

 

В строительной индустрии черные металлы (сталь, чугун) в виде профильного сортамента используются для изготовления несущих конструкций, а в виде листов — для штамповки оболочек легких плит покрытий и стенового ограждения производственных и общественных зданий, а также для изготовления изделий и фурнитуры самого различного назначения. Арматурная сталь и проволока используются в производстве железобетона. Из кованого и литого металла проектируют декоративные решетки, лестницы, перила, фонарные столбы, опоры садовых скамеек, фонтаны, навесы, барельефы, скульптуру и многое другое (рис. 11.6.17).

Черный металл подвержен коррозии, для защиты от которой используются специальные добавки при выплавке или окраска, смазка. Окисление цветных металлов — меди, бронзы, латуни — расценивается как приращение художественных достоинств; патинирование бронзы даже имитируется.

Алюминий устойчив к коррозии, но и его поверхность предпочитают анодировать, окрашивать или изменять прессованием рельефа. Алюминий нередко применяют в облицовке фасадов зданий, принадлежащих стилю хай-тек.

Уже стало привычным видеть в сложных переплетениях металлических стержней большепролетного перекрытия, в тросах вантовой системы художественное начало, явление индустриальной эстетики. Архитектурной выразительностью обладают не только специально разработанные уникальные произведения из металла, но и унифицированные изделия облицовок, образующие большие фасадные поверхности.

В современных интерьерах широко применяются металлические мебель, фурнитура, санитарно-техническое оборудование, формы которых разрабатываются как объект предметного дизайна.

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%B4%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B7%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%B9%C3%90%C2%BD;exclude:161,258,192,167,124,254,147,162,3,253,106,111,137,138,131,132,286,113,119,13,91,172,252,281,257,163,230,122,160,178,121,158,143,110,184,133,259,120,127,123,191,166,135,22,168,128,112,251,14,154,117,153,299,136,9,300,130,256,189;limit:10;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}
 

Дизайн, интерьер

Материалы из дерева и его производных.

Дерево обладает прочностными и эксплуатационными свойствами, соразмерными бытовым потребностям человека, и с древнейших времен используется в архитектуре.

На основе деревянных конструкций формировалась стоечно-балочная тектоника, отраженная в пропорциях и деталировке ордерных систем архитектуры разных народов.

Практически все виды деревянных конструкций, сложившиеся в прошлом, дожили до наших дней, в том числе срубная и каркасная (фахверк) (рис. 11.6.14).

Появились модификации (сруб из оцилиндрованных бревен и бруса), а благодаря развитию технологий деревообработки — новые материалы и изделия (фанера, клееные конструкции), включая и утилизующие отходы (древесно-стружечные плиты — ДСП, древесно-волокнистые плиты — ДВП, фибролит и др.). Дерево является основным сырьем для производства бумаги и картона, которым также нашлось применение в строительном деле и отделке помещений. Это разные виды обоев, строительная бумага пергамин, рубероид, пропитанный гидрофобными составами прессованный кровельный картон — ондулин, гипсокартон и т.п. Развитое производство обоев предоставляет дизайнеру богатые возможности выбора, которыми, впрочем, нужно пользоваться с осторожностью, исходя из прогноза окончательной картины колористики и предметного наполнения интерьера.

Как материал органического происхождения дерево имеет некоторые недостатки. К ним относится неоднородность структуры (сучки, трещины, искривление ствола), необходимость высушивания перед употреблением в дело, деформации при водонасыщении; дерево горит и гниет. У дерева разных пород эти недостатки выражены в разной степени, поэтому для определенных целей подбирали соответствующую древесину или придавали ей нужные качества. Дуб имеет тяжелую, темную и твердую древесину, набирающую прочность при постоянном пребывании в воде (мореный дуб). Осина и береза, растущие обычно в сырых местах, относительно устойчивы против гниения. Березовая кора — береста — издавна использовалась в качестве гидроизоляции кровли, а из осины традиционно строят бани и срубные колодцы. Но самый рабочий материал — это прямоствольные ель и сосна. Мы уже упоминали приемы пропитки дерева антипиренами и антисептиками. Его сохранности и улучшению внешне- го вида способствует пропитка олифой и лаками, окраска водостойкими красками.

В архитектуре и дизайне используются как натуральная древесина в виде пиломатериалов, так и полученные из нее фабрикаты. Для дизайна интерьеров особый интерес представляет декоративная фанера с лицевым слоем из шпона дорогих пород с красивой текстурой и цветом.

Конечно, отделанный дубом кабинет — верх респектабельности, но и другими породами дерева также вполне достойно решают задачи уюта и человечности среды обитания (рис. 11.6.15). При этом не следует превращать дерево в фетиш, помня о том, что красота не утверждается количеством квадратных метров престижного материала.

Разнообразие текстуры и цвета дерева стимулируют проектирование и изготовление художественного паркета (рис. 11.6.16), а также орнаментальных или сюжетных картин из наборных элементов в виде украшения мебели или декоративных панно. Различают инкрустацию с формированием изображения врезкой в поверхность деревянного фона деталей из кости, перламутра, металла; интарсию — если это вставки из дерева другой породы; маркетри — с компоновкой изображения из нарезанных и подогнанных по форме деталей из шпона. Собранная таким образом картина наклеивается на основание, шлифуется и покрывается лаком, хорошо выявляющим цвет и текстуру дерева.

Высокая художественная выразительность достигается рельефной и плоскостной резьбой по дереву.

Облагораживание простой поделочной древесины выполняется ее пропиткой красящими составами под давлением или погружением в растворы с активизацией режима окрашивания добавками и высокими температурами, нанесением текстурного рисунка, наклейкой шпона или пленок, имитирующих дорогую породу, окраской морилкой, лаками, красками. Прочную пленку с фоторисунком имеет ламинат — покрытие для пола.

Широкие возможности производства убедительных декоративных покрытий позволяют использовать для подосновы низкосортную или клееную из отходов древесину, а также ДСП и ДВП.

При использовании древесины в интерьерах деревенского стиля деревянным элементам обжигом и рельефным акцентированием текстуры жесткими щетками придают вид старых конструкций.

Интересный декоративный эффект вызывает фактура мягкого ковра из пробки, ценного к тому же своими звукоизоляционными свойствами. Заслуживает внимания дизайнеров новая технология создания рельефного изображения на цельном деревянном полотне резьбой на станках с компьютерным программированием.

   

Страница 6 из 10