Дизайн, интерьер

Дизайн, интерьер

Ортогональные проекции

Для полной характеристики объекта в ортогональных проекциях его помещают в сценическое пространство из трех пересекающихся под прямым углом плоскостей, на каждую из которых переносится соответствующая проекция объекта (рис. 11.4.2).

При совмещении всех плоскостей проецирования в единую поверхность образуется эпюр, дающий изображение объекта в достаточных для его опознания трех ракурсах.

Для построения и выявление форм простых (в основном, центрально-симметричных) объектов достаточно воспользоваться приемом проецирования на две плоскости: вертикальную (фасад) и горизонтальную (план).

Перпендикулярные линии проекционных связей не только обеспечивают соответствие обеих проекций объекта, но и дают возможность через построение создавать визуальный образ формы, содействующий ее углубленному пониманию как объекта рисунка, например, гиперболоида вращения, сетчатого купола, крытой лемехом луковичной главки церкви, винтовой лестницы (рис. 11.4.3).

Ортогональное проецирование помогает уяснить рисунок сечения формы плоскостью, который трудно представить без натуры (рис. 11.4.4).

Проекция на три плоскости составных объектов, зданий сложного плана нередко ставит задачу формирования геометрии крыши, необходимую для проектирования стропильной крыши или пространства мансарды.

Ее решение основано на допущении одинакового угла уклона всех скатов кровли и биссектрального направления ребер перелома скатов (45° для прямоугольных планов).

 

Построение это достаточно простое; его следует начинать от угловых ребер, пересечение которых обозначит конек крыши. Встречные сопряжения скатов должны образовать пересечения, не допускающие застоя воды (рис. 11.4.5).

Учтите, что здесь представлены примеры для крыш с основанием на одном уровне и не имеющих изломов скатов.

С помощью ортогональных проекций можно определить форму теней. Для плоских форм, параллельных плоскости проектирования, силуэт тени повторяет контур объекта (рис. 11.4.6); формы, перпендикулярные плоскости проецирования, нужно построить (рис. 11.4.7). Для удобства демонстрации метода построения вводится условное направление параллельных лучей света слева на право под углом 45°. На плане от точек 1 и 2 тене-образующего контура под углом 45" проводятся линии до пересечения с линией MN (это проекция плоскости, на которую падает тень).

 

От точек пересечения восстанавливаются перпендикуляры до встречи с линиями тени 1 и 2 от проекций точек 7 и 2 на вертикальной плоскости.

При построении тени от полукруга выполняются аналогичные действия, но с привлечением большего количества точек.

Указанные принципы построения сохраняются и для выявления теней от объемных форм. Тень от прямоугольного бруска, расположенного на расстоянии от стены, на горизонтальную и вертикальные плоскости и тень от цилиндра изображены на рис. 11.4.8.

Упрощенное построение тени от шара на горизонтальную поверхность можно осуществить наложением теней от параллельных поверхности сечений шара — кругов, касательных лучам света {рис. 11.4.9).

Светотеневая характеристика освещенных объемов определяется последовательной сменой   равноосвещенных   частей   поверхности объекта — от фронтальных по отношению к лучам до касательных.

При этом фронтальные участки имеют максимальную яркость, а касательные обозначают линию перехода к собственной тени объекта {рис. 11.4.10).

Томография объекта по линиям равной освещенности (изофотам) подсказывает светотеневое решение объема (рис. 11.4.11).

Закономерности и приемы построения теней в ортогональных проекциях на составных объектах остаются неизменными, требующими больше внимания к точности построения и контроля на натуре, удостоверяющего правильность результатов работы (рис. 11.4.12).

В вычерчивании ортогональных проекций необходима графическая точность, обеспечиваемая высоким качеством инструментов и приспособлений, аккуратной и терпеливой работой, накопленными навыками сопряжения линий, особенно криволинейных. Приведем только несколько вариантов построения сопряжений (рис. 11.4.13).

Т.н. гусек (или его обратная форма — каблучок) с разносторонним расположением центров сопрягаемых кривых строится (в каноническом варианте) вписанным в квадрат. Точность сопряжений во многом зависит от правильной последовательности вычерчивания, определяемой удобством выполнения, т.е. движением циркуля слева направо от точки сопряжения.

При сопряжении кривых разного радиуса сначала, по возможности, вычерчивается кривая малого радиуса.

Чтобы не сложилось визуального впечатления, что в месте сопряжения образовался перелом, при тушевой обводке следует дугу малого радиуса не доводить до точки сопряжения примерно на 1—2 мм.

 

Дизайн, интерьер

Формообразование и проекции пространственных объектов на плоскости

Работа архитектора и дизайнера связана с проектированием пространственных, трехмерных форм. Наиболее достоверным приемом конкретизации проектного замысла является точное воспроизведение идеи в макете, который дает возможность проверить безошибочность ожидаемого визуального впечатления, масштабные соотношения и гармоничность деталей и всего объема сооружения, а также логику конструктивного решения.

Предъявленный макет вызывает большее понимание проектной идеи заказчиком и упрощает предметность ее обсуждения.

Однако, во-первых, для изготовления пространственного макета необходимо приготовить плоскостные выкройки, во-вторых, собственно проектная работа пока состоит в подготовке архитектурной документации — основных проекций в виде фасадов, планов, разрезов, конструктивных и художественных деталей, — представленной на плоскости листа бумаги или экране компьютера. А профессия проектировщика и заключается в искусстве свободного владения переносом объемных визуальных представлений в эквивалентное плоскостное изображение и обратно.

Уровень освоения навыков этого переноса и способов плоскостного изображения объектов составляет существенный признак развитого пространственного мышления — едва ли не главного качества профессионального дизайнера.

Соответствие изображаемого объекта и его бумажного образа должно быть однозначным и полным.

Это означает, что по изображению проектировщик должен уметь реконструировать истинный облик объекта, например, по трем проекциям предмета: квадрату, кругу и треугольнику — определить его форму (рис. 11.4.1).

В общем случае это называется чтением чертежа.

Материал этой главы построен на реализации принципов начертательной геометрии; предполагается, что базовые знания по этому предмету читатель имеет.

Задача заключается в демонстрации сбалансированности сочетания точных приемов построения с выразительностью рисунков, помня о том, что и те, и другие есть условное отображение действительности и связаны определенными законами соответствия.

В традиционной проектной практике существуют три метода изображения пространственных объектов на плоскости:

1 - ортогональные проекции,

2- аксонометрия,

3 - перспектива,

по которым процесс формообразования строится на основе правил проецирования [60].

   

Страница 8 из 10