ГЛАВА 15 ВЫЯВЛЕНИЕ ФРОНТАЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Часть IV. Выявление объемно-пространственных форм

ГЛАВА 15. ВЫЯВЛЕНИЕ ФРОНТАЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Фронтальная поверхность, плоская или криволинейная, как и всякая геометрическая форма, обла­дает особыми, присущими ей пластическими особенностями. Вы­явление имеет целью показать эти особенности наиболее вырази­тельно.

Выявить фронтальную поверх-

выявить ее истинный геометри­ческий вид и характер поверхно­сти, если она криволинейная в на­туре;

выявить ее положение в про­странстве по отношению к основ­ным координатам и к зрителю.

Фронтальная поверхность, о ко­торой пойдет речь, представляет со­бой одну из сторон какого-либо объема. Зритель может двигаться или в направлении к поверхности (рис. 276) или вдоль ее (рис. 277).

Фронтальная поверхность ха­рактеризуется:

соотношением ширины поверх­ности к высоте — высота и ширина равны или почти равны (рис. 278); поверхность вытянута по горизон­тальной координате (рис. 279); по­верхность вытянута по вертикаль­ной координате (рис. 280). При чрезмерном превалировании одной координаты над другой возможно нарушение фронтальной поверхно­сти. Форма в этом случае становит­ся линейной.

Поверхность в плане может быть: прямолинейной (рис. 281) или циркульной кривой (рис. 282), ломаного очертания (рис. 283), сложной криволинейной формы (рис. 284), образованной сочетанием прямолинейных и криволинейных участков (рис. 285). Если очертание поверхности в плане имеет значи­

Глава 15. Выявление фронтальной поверхности 185

тельное развитие по глубинной ко­ординате, то условие фронтально­сти нарушается. Поверхность мо­жет превратиться во фронтальное пространство (см. "Построение про­странственной композиции").

Силуэт может быть: симметрич­ным или асимметричным (рис. 286, 287), по очертанию от прямоуголь­ных до более сложных (рис. 288). Наиболее типичен для фронтальной поверхности прямоугольник. При наклоне боковых сторон плоскости может восприниматься наклонен­ной от зрителя (рис. 289). При на­клоне верхней стороны создается ощущение поворота плоскости от

зрителя в одну из сторон — перс­пектива (рис. 290). Криволинейная изогнутость сторон создает иллю­зию деформации поверхности (рис. 291).

Положение плоскости по отно­шению к зрителю может быть вер­тикальным (рис. 292), наклонен­ным на зрителя (рис. 293), или от него (рис. 294). Фронтальная повер­хность сама по себе еще не обладает необходимой выразительностью. За­дача состоит в том, чтобы подчерк­нуть ее характер, положение в про­странстве, сделать ее выразитель­ной при направленном и рассеян­ном освещении.

Рис. 276. Движение зрителя к фрон­тальной поверх-

Рис. 277. Движение зрителя вдоль фрон­тальной поверхно-

Рис. 278. Примерное тождество сторон фронтальной повер-

Рис. 2791 Фронталь­ная поверхность вы­тянута по гори-

Рис. 280. Фронталь­ная поверхность вы­тянута по верти-

Рис. 281. Прямоли­нейная форма плана

Рис. 282. Криволи­нейная форма плана

Рис. 283. Ломаное очертание плана Рис. 284. Сложно- криволинейное очер-

186 Часть IV. Выявление объемно-пространственных форм

Глава 15. Выявление фронтальной поверхности 181

Например, мы выбрали поверх­ность сложного очертания в плане (рис. 295). Даже при направленном освещении форма поверхности сла­бо читается. Если эту поверхность сверху накрыть горизонтальной плоскостью, то эта плоскость при направленном освещении даст тень, подчеркивая характер поверхности (рис. 296). При рассеянном освеще­нии тень теряет свою четкость, яс­ность восприятия характера повер­

хности исчезает, но зритель, кото­рый находится близко, в перспек­тиве видит линию пересечения го­ризонтальной плоскости с верти­кальной поверхностью, которая в достаточной степени выявляет ха­рактер поверхности. С далеких то­чек зрения линия пересечения не будет восприниматься и, следова­тельно, характер поверхности не будет читаться. Если накрыть ту же самую вертикальную поверх­ность наклонной плоскостью, то место их пересечения даст сложную кривую, которая подчеркивает ха­рактер выбранной поверхности не­зависимо от условий освещения и места нахождения зрителя (рис. 297).

Из приведенного примера вид­но, что пересечение этих поверхно­стей даст ясно читаемую линию из­гиба поверхности в плане. Для вы­явления фронтальной поверхности можно использовать следующие средства выразительности:

членение по характеру — пол­ные (рис. 298) и неполные (рис. 299); по направлению — гори­зонтальные, вертикальные и на-

Рис. 290. Поверх­ность с наклонной верхней стороной

Рис. 291. Криволи­нейная изогнутость сторон поверхности

Рис. 292. Верти­кальная поверх-

Рис. 293. Поверх- на зрителя Рис. 294. Поверх- от зрителя

Рис. 285. Очертание плана образовано со­четанием прямоли­нейных и криволи­нейных участков

Рис. 286. Симмет­ричная поверхность Рис. 287. Асиммет­ричная поверхность

Рис. 288. Различные варианты очерта­ния силуэтов повер-

Рис. 289. Поверх- ми сторонами

188 Часть IV. Выявление объемно-пространственных форм

Глава 15. Выявление фронтальной поверхности 183

Рис. 295. Поверх-

очертаншгв плане

Рис. 296. Выявление поверхности слож­ного очертания в плане с помощью го­ризонтальной пло­скости и направлен­ного освещения

Рис. 297. Выявление поверхности слож­ного очертания на­клонной плоско-

Рис. 298. Полные

Рис. 299. Неполные

Рис. 300. Направле­ния членений

Рис. 301. Очерта­ния членений

Рис. 302. Членения Рис. 303. В ыс ту па-

Рис. 304. Заглублен-

Рис. 305. Сопостав­ление контрастных поверхностей Рис. 306. Сопостав­ление пространства и массы

Рис. 307. Сопостав­ление фактур

190 Часть IV. Выявление объемно-пространственных форм

клонные (рис. 300); по очерта­нию — прямолинейные, криволи­нейные, сложные (рис. 301); по пластическому выражению — в плоскости (рис. 302), выступающие (рис. 303), заглубленные (рис. 304);

сопоставление контрастных по форме поверхностей (рис. 305);

контрастное и нюансное соотно­шение массы и пространства (рис. 306);

фактура и цвет (рис. 307). Все перечисленные приемы вы­явления служат также средствами построения композиции данной по­верхности.

Выявляя фронтальную поверх­ность, можно использовать одно или несколько перечисленных средств выразительности. При этом необходимо помнить, что чем мень­ше будет использовано средств, чем точнее и уместней они будут, тем яснее композиция, тем лучше она будет восприниматься зрителем.

Контрольные вопросы

1.   Назовите основные приемы выявле­ния фронтальной композиции.

2.   С помощью каких членений можно подчеркнуть фронтальность композиции?

3.   Назовите примеры фронтальных ком­позиций, в которых пространство превалиру­ет над массой.

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}