1

Графическое выполнение дизайн-проекта. Компоновка изобразительного материала

Рабочее проектирование завершается подготовкой текстового и графического материала, отображающего содержание проекта. В процессе работы над проектом формируется общая идея о том, как будет представлен проект, что и в каком объеме, масштабе, графике необходимо изложить в зрительном ряду — проектной экспозиции, в состав которой входят графические материалы, макет, видеофильм, демонстрационные диски. Обращаем внимание на то, что зрительный ряд — не иллюстрация к проекту, это сам проект, поэтому его экспозиция должна давать полное представление о ходе работы и ее результатах, последовательно изложенных на информационных носителях.

В экспозиции демонстрируется логика самого процесса проектирования — от представления исходного материала, его анализа, к разработанному автором решению в проекциях, деталях и узлах, а также колористике, хотя перспективы и пояснительные рисунки расцениваются как иллюстрации. Мы намеренно акцентируем эту разницу, чтобы вы не увлекались только рисованием перспектив, ведь в итоге ваш проект может иметь товарное лицо, но не иметь товара.

Основное требование к зрительному ряду дизайн-проекта — его композиционная целостность, свидетельствующая о продуманном размещении изобразительного материала, что само по себе рекомендует проект с лучшей стороны. Мы посвятим основное внимание компоновке и графике дизайн-проекта в ручной, традиционной пока еще технике, дающей наиболее эффективные, а на начальных этапах обучения — обязательные для дизайнера навыки [46, 64, 106]. Особенности подачи проектного материала на электронных носителях изложены в специальных дисциплинах [57, 89].

В качестве единицы модуля экспозиции примем подрамник размером 75 х 55 см с натянутым ватманом и оснащенный рейкой. Подрамник этого размера не создает проблем в поисках бумаги и транспортировке, достаточно удобен для изображения проекций объектов любого масштаба, крепления рейки и организации рабочего места в аудитории. Необходимость парциальности (разбивки) изображения на отдельных подрамниках не исключает возможности его перетекания, но при этом тренирует дисциплину композиционного мышления.

Рекогносцировка всего экспозиционного материала на натурной раскладке подрамников помогает конкретно уяснить реальные масштабы экспозиции и ее компоновку методом масок — эскизных набросков в нужном для экспозиции масштабе или просто кусков бумаги, имитирующих размер и силуэт проекций. Не нужно только забывать, что в этот размер входят не только контуры проекции, но и все размерные и осевые линии, а также надписи.

Компоновка экспозиции в целом, рассчитанной на несколько подрамников при размещении их в один или два ряда в вертикальной позиции формата, может иметь следующие варианты (рис. V.1.1).

 


Графическое выполнение дизайн-проекта. Компоновка изобразительного материала

 

Графическое выполнение дизайн-проекта. Компоновка изобразительного материала

1. Симметричная с размещением доминирую щей проекции в центре или двух таких проекций по флангам.

2. С выносом массивного изобразительного материала в подвальную полосу в соответствии с визуально привычным тектоничным представлением о композиционных соотношениях тяжелого— легкого.

3. Сбалансированная асимметрия (диссимметрия).

4. Динамичная с сознательным перевесом массивного изобразительного материала в одну из сторон или расположением его по диагонали.

5. Свободная, с полным или частичным расположением изображений под углом, вводом дополнительных (балластных по содержанию, но композиционно оправданных) элементов, в частности, антуража.

Целесообразно придерживаться правила: крупным экспозициям (на большом количестве подрамников) лучше подходит спокойный, симметричный расклад проекций с группировкой их в крупные пятна, изобразительному материалу на 1—3 подрамниках — асимметричный, динамичный.

Компоновка экспозиционного модуля (подрамника), учитывая предварительное размещение

материала, должна предусматривать место для надписей, размеров и других обозначений. При этом нужно выбрать не более трех размерностей шрифта одной гарнитуры: для основного заголовка, названий проекций и узлов, рядовых надписей и размеров. Гарнитура шрифта должна быть единой для всей проектной экспозиции, стилистически соответствовать содержанию и теме проекта и не быть излишне экстравагантной. Градации размерностей шрифта нужно подбирать на конкретной натурной композиции подрамников, уравновешивая высоту, разрядку и толщину букв заглавного текста в отношении к проекциям по принципу контрапоста. В самом общем виде контрапост представляет композиционный прием гармонизации изображения размещением его элементов на чаше весов: при центричном расположении проекций надпись также предпочтительно размещать по центру; при смещении основного изображения вправо надписи лучше дать слева. Примеры возможных компоновок текстов и изображений приведены на рис. V. 1.2 а.

Для всех подрамников полезно обозначить границы полей единой ширины; их необязательно очерчивать рамкой, но расположением проекций эти границы должны фиксироваться {рис. V.1.2 6).

Не нужно бояться пустых мест на чертежах, но их наличие должно быть осмысленной паузой, а не вакуумом, который не нашли, чем заполнить.

Если в проект включается крупная, на всю ширину подрамника, перспектива, а тем более на тонированном фоне, ее рисунок можно не отсекать границами полей.

Предварительная компоновка результирует процесс проверки нескольких вариантов композиции проекта, причем остановиться на окончательном выборе удается не сразу.

Решение должно созреть, а композиция — отлежаться.

Чтобы процесс размышления над компоновкой экспозиции не прерывался, целесообразно по материалам первой натурной раскладки масками подготовить упомянутые выше карточки в 1 : 10 натуральной величины подрамников, на которых намечена компоновка. Имея перед глазами карточки, можно уточнять, изменять композицию, а в последующем контролировать ход работы по графическому завершению проекта.

Окончательно сложившийся вариант компоновки закрепляется на подрамниках карандашными пометками и вычерчивается вначале в габаритных массах, без их детализации, с тем, чтобы иметь возможность при необходимости откорректировать положение чертежей. Эту работу следует провести по всему экспозиционному материалу одновременно.

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%B4%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B7%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%B9%C3%90%C2%BD;exclude:161,258,192,167,124,254,147,162,3,253,106,111,137,138,131,132,286,113,119,13,91,172,252,281,257,163,230,122,160,178,121,158,143,110,184,133,259,120,127,123,191,166,135,22,168,128,112,251,14,154,117,153,299,136,9,300,130,256,189;limit:10;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}