Дизайн-проектирование производственной среды

Дизайн-проектирование производственной среды

Дизайн-проектирование производственной среды

Выделение производственной деятельности как формы бытия человека постепенно привело к ее пространственному обособлению, что в конечном итоге стало предпосылкой формирования промышленной архитектуры. Освоение природных ресурсов, развитие энергетики, многозвенные производственные системы, в которых продукция предшествующих предприятий становится исходным сырьем для работы последующих, породили многообразие организационных структур, видов зданий, особенностей технологических процессов и самого вида предприятий.

Промышленные революции, выводившие человечество на следующий виток индустриальной цивилизации, знаменовались появлением новых отраслей производства, грандиозных заводских комплексов, открывающих безграничные перспективы социально-экономического развития, а сами образы индустрии становились эстетическим идеалом эпохи. Французский архитектор К.Н. Леду (конец XVIII в.) с пафосом рисует дымящие трубы печей в проекте солеварен г. Шо, масштабные сооружения из металла и стекла появляются на Всемирных промышленных выставках в Лондоне и Париже (рис. IV.2.22), грохотом металла и ритмом работающих машин полны патетические симфонии М. Равеля и А.Н. Скрябина, на плакатах и облигациях эпохи построения социализма в СССР изображены мартеновские печи, домны, электростанции.

Промышленные сооружения обладают необычайно емким потенциалом выразительности форм и образов, здесь нет необходимости изыскивать надуманные членения, пропорции, композиционные приемы — сам масштаб производственных зданий и сооружений, установленное в них техническое оборудование представляют собой предпосылку создания впечатляющих художественных форм. В пространственной структуре цехов основу их предметного наполнения и меру визуальной оценки составляют станки, инженерное оборудование и коммуникации, транспорт.

При всем том промышленные здания есть среда, где в процессе производства в различном количественном соотношении участвуют человек и машина. Есть предприятия почти безлюдные, где в основном работают машины, перерабатывающие сырье. Это — упомянутые еще в разделе I материалоемкие производства с высоким уровнем санитарной вредности и загрязненности (рис. IV.2.23), сооружения открытого типа с крупногабаритным оборудованием преимущественно складского и транспортного назначения. От города их отделяет широкая санитарно-защитная зона. Люди, работающие на таких предприятиях, должны быть обеспечены специальным санитарно-бытовым комплексом и помещениями для отдыха.

На другом полюсе производства — предприятия нематериалоемкие, где объекты труда небольших размеров проходят многоступенчатую обработку и где занято много работающих. Эти предприятия могут располагаться в черте города. Здесь требования к условиям трудового режима и уровню комфорта для людей практически совпадают.

В любом случае архитектурная организация пространства производственных объектов — открытых и закрытых — предусматривает решение трех основных задач:

1) обеспечение предусмотренного технологи ей производственного процесса;

2) обеспечение необходимых комфортных условий для работающего персонала;

3) эксплуатационно-информационное обеспечение сооружения, в состав которого входят и аспекты дизайна среды; создание эстетически полноценного пространства, благотворно влияющего на психику и трудоспособность человека.

Рассмотрим эти решения подробнее.

1. Архитектурно-конструктивный тип здания, вид станочного оборудования, характер инженерного обеспечения производственного процесса определяются техническими условиями. Существуют помещения с ТВР, одинаковым с наружными условиями. Это неотапливаемые помещения. Есть т.н. горячие цехи с активным тепловыделением, повышенной влажностью, относящиеся, преимущественно, к сфере материалоёмкого производства.

Вклад дизайнера в организацию технологического процесса заключается в предъявлении эргономических требований при проектировании станков, установлении оптимальных схем их размещения на площади цеха. В технологических картах освоения пространства цехов указываются трассы движения транспорта, места промежуточного складирования и пункты обслуживания. Устанавливается сигнализация, предупреждающая о перемещении мостовых кранов, движении транспортеров. Системы трубопроводов, емкости, движущееся оборудование обозначаются различной окраской (см. раздел I гл. 4. Эргономика и антропометрия).

2. Создание комфортных условий на рабочих местах направлено, во-первых, на поддержание работоспособности персонала и, во-вторых, на обеспечение высокой производительности труда и требуемого качества продукции. К физиологическим аспектам производственного комфорта относятся: температурно-влажностный режим, освещенность, акустика. К психологическим — визуальное восприятие пространства в его объеме, протяженности, цвете, предметной наполненности.

Различные технологически обусловленные ТВР предусматривают либо особый вид одежды персонала, либо нормируемое время пребывания в дискомфортном микроклимате и наличие в рабочем пространстве специальных помещений — изолированных боксов с комфортной средой.

Улучшение условий производственной среды (если они не входят в технологические параметры) достигается вентиляцией, подогревом или охлаждением рабочих мест. Окрашивание стен в теплый или холодный тона способствует психологической нейтрализации реального ощущения тепла или холода.

Стены литейного цеха рекомендуется окрашивать в серо-голубые тона, а интерьер здания холодильника — в оранжевые и коричневатые.

Необходимость создания равных условий освещенности дневным светом производственных цехов большой ширины, когда бокового света недостаточно, вынуждает вводить верхнее освещение в виде светоаэрационных фонарей, составляющих специфическую особенность интерьеров одноэтажных многопролетных промзданий.

Сокращение времени светового дня зимой вынуждает дополнять естественное освещение искусственным светом. В середине XX в. строили безоконные промздания, которые освещались только искусственным светом.

Вспомним, что психологически нормальным воспринимается колерное изменение света с утра до вечера в последовательности голубой—белый—оранжевый. Спектральный состав света искусственных источников дополнительного освещения также может быть изменяем в течение дня, если производственным интерьером занимается грамотный дизайнер, привлекающий к работе светотехников и специальные нормативы.

Нормативами регламентируется также уровень освещенности рабочей поверхности, контрастность в освещенности обрабатываемой детали, ее ближайшего окружения и дальнего фона, характер освещения, расположение осветительных приборов (ОП) и другие аспекты.

Если при проектировании жилой среды и общественного здания (исключая помещения специальных режимов) превалируют художественно-выразительные аспекты освещенности, в производственной среде освещенность строго нормируется в зависимости от вида и класса работы по точности и утомляемости, спектральному составу источников света и другим показателям.

При расположении рабочей поверхности относительно направления света важно учитывать эргономические параметры, устранение блескости и слепящего действия прямых лучей, соотношение локального света и общего, отражающие свойства поверхностей (окрашенных в темные или светлые тона), наличие экранирующих поверхностей при равномерном освещении помещения, устраняющих резкий контраст между освещением рабочего места и окружающего пространства. Перевод взгляда от обрабатываемой и хорошо освещенной детали на темное и неосвещенное перекрытие или пол вынуждает глаза периодически адаптироваться к смене освещенности, что приводит к утомлению.

Регулирование светового климата в производственном помещении уровнем общей и локальной освещенности с выявлением архитектурной пластики пространства, его ритма и акцентов целенаправленным применением прямого и диффузного освещения является надежным инструментом дизайнера в создании гармоничного интерьера вместе с колористикой, которая занимает особое место в организации производственного пространства, что и зафиксировано в Указаниях по цветовой отделке производственных помещений и ГОСТах, действовавших до недавнего времени. Помимо известных приемов гармонизации сопоставлением дополнительных цветов, учета иллюзий приближения—удаления поверхностей, теплого—холодного колорита при выборе параметров окраски стен, конструкций и оборудования производственных интерьеров руководствуются также временем зрительной работы; с увеличением ее длительности в данной среде должна повышаться светлота цвета и снижаться цветовой контраст между отдельными поверхностями интерьера. При этом коэффициент отражения от по толков и стен, открытых конструкций перекрытия и верхнего движущегося транспорта должен находиться в пределах 50—80%.

Коэффициент отражения элементов наполнения интерьера и оборудования нижнего яруса — станков, цокольных частей стен, полов — составляет 20—40%.

К факторам общепсихологического воздействия цвета относится положительная рефлексия на холодные оттенки при повышенном уровне шума (более 75 дБ для высоких и 90 дБ для низких частот), а также зональные цветовые предпочтения не зависимо от ориентации светопроемов на север или юг; в умеренном климате более комфортным представляется общий теплый тон окраски интерьеров.

С учетом стимулирующей роли цвета в интерьер вводится окраска отдельных поверхностей в красный цвет, если здесь выполняется работа с большими физическими нагрузками, в желтый цвет при энергичной подвижной работе, в зеленый — при выполнении в спокойном режиме монотонных операций, в голубой или синий — для обеспечения условий работы, требующей концентрированного внимания, повышенного напряжения ума, точности (рис. IV.2.24).

Цветность оборудования решается по принципу выделения основных движущихся частей при сдержанной по тону окраске общего агрегата, гармонирующего с окраской помещения в целом. Так, если общая окраска стен цеха решена в теплых палевых тонах, то голубовато-серая (или коричнево-желтая) окраска станков наиболее целесообразна для создания визуально комфортной колористики среды — на принципах нюанса или контраста цветов (рис.lV.2.25). О необходимости предупредительной окраски движущегося оборудования вы уже знаете.

Гармоничная светоцветовая атмосфера производственного интерьера не создается автоматически регламентированными средствами и приемами, обусловленными технологическими требованиями и правилами научной организации труда. Конечная цель организационных мероприятий на производстве — рост производительности труда и качество выпускаемой продукции — зависит не от формально реализованных нормативных рекомендаций, а от благоприятного воздействия среды на здоровье и психику персонала.

Подсознательная реакция людей на шум, температуру, влажность закрепляется визуальными ассоциациями, воспринимаемыми как цветовая гармония или диссонанс, выявленные светом. Грамотным, обобщающим использованием цвета для группы станков удается снять негативные впечатления силуэтного дробления оборудования.

В составе производственного комплекса есть подразделения, лишь опосредованно связанные с трудовыми процессами, определяющими профиль предприятия. Это здания и сооружения вспомогательных служб: заводоуправление, административно-бытовые корпуса (АБК) цехов, зоны отдыха и спорта, клубы, детские учреждения и пр. Формирование их интерьеров задано как их функциями, так и соотнесением с условиями труда на предприятии. Например, санпропускники в АБК предпочтительно решать в светло-голубой гамме, чтобы снять эффект влияния избыточных тепловыделений и соответствовать гигиеническим условиям. Столовая при цехе, где выполняется однообразная, монотонная работа, должна иметь выразительно расчлененное пространство с мебелью яркого цвета, небольшими картинами на стенах, витраж или декоративную решетку, легкие по текстуре и цвету шторы.

Комната отдыха при горячем цехе с контрастным освещением и активным режимом работы решается в сдержанной сине-зеленой гамме с мягким диффузным освещением, мебелью с матовой поверхностью. Если есть возможность выбора между клеткой с щебечущими птичками и аквариумом, то лучше отдать предпочтение последнему.

Большой вклад в визуальные впечатления от уровня организации среды на производстве вносят архитектурно-конструктивные и технологические элементы, присущие функциональной специфике предприятия. К ним относятся технологические устройства и сооружения: трубы, градирни, этажерки с перегонными трубопроводами, эстакады, мачты, портальные краны, бункеры, силосы. Пейзаж задает тон масштабности, ритмичности, расстановке композиционных акцентов внешнего облика и интерьеров производственных корпусов, выражаемых в силуэтах завершений, формах лестниц, навесов, окон, дверей и ворот, сочетаниях глухих и остекленных поверхностей.

Большепролетные покрытия одноэтажных промзданий, яркоокрашенные крупные агрегаты (турбины машинного зала электростанции) придают масштабность их просторным интерьерам (рис. IV.2.26). Вместе с тем в таких интерьерах есть необходимость в масштабах, переходных к антропометрическим, локальной гармонизации элементов среды по габаритам, цвету и освещенности.

Снижению зрительного напряжения способствует ступенчатая цветовая гармонизация интерьера, в котором сначала оценивается колористика пространства в целом на основе взаимодействия дополнительных цветов или нюансного различия, затем цветовые соотношения окраски оборудования, станочных линий в целом и друг с другом и, наконец, цветовой баланс отдельного станка, его обрабатывающих частей и второстепенных деталей.

Рекомендуется цветоконтрастное соотношение предмета обработки и рабочих частей станка.

Для выявления тектонического строя интерьера целесообразно цветовое выделение элементов его каркаса более насыщенной окраской (рис. IV.2.27). Монотонную окраску широких стеновых поверхностей желательно разнообразить пятнами того же тона, но разной насыщенности.

При подборе цветовых тонов, их насыщенности и светлоты в процессе проектирования необходимо учитывать разницу между цветностью краски и визуальным впечатлением от нее на окрашенной поверхности. Как правило, дистанционное наблюдение и воздушная перспектива создают ощущение большей разбеленности цвета в сравнении с его рецептурной выкраской. Поэтому и цветовая подача проекций интерьеров в проектной графике выполняется с подмешиванием белил к цветам колерной таблицы.

Одной из естественных составляющих производственных процессов являются производственные шумы, оказывающие вредное влияние на нервную систему человека; они вносят дискомфорт в рабочую среду и, как следствие, на треть снижают производительность труда. Допустимые уровни шума на предприятии — это вы уже знаете — находятся в пределах 90 дБ. По спектральному составу наиболее неприятны высокочастотные звуки.

Эффективный способ устранения производственного шума — использование станков и оборудования, в которых проблема решена уже их устройством. При отсутствии такой возможности шумы от вибрации (ударный) и воздушный подавляются техническими средствами на месте работы шумного оборудования: использованием упругих оснований, кожухов со звукоизолирующей отделкой, звукопоглощающих экранов стен и потолков, выгородок, изоляцией шумных цехов и отделением их шлюзами. Помещения, постоянно производящие конструктивный и воздушный шум (венткамеры, системы кондиционирования), пространственно отделяют от остальных помещений и обеспечивают промежуточными звукоизолирующими преградами. В интерьерах шумопоглощающие поверхности и устройства могут использоваться как специфические элементы дизайна (рис. IV.2.28).

В современном подходе к дизайну сферы производства появились новые тенденции. Активизация промышленности среднего звена и промышленности, работающей непосредственно на рынок, обязана формированию на основе конкурентной борьбы крупных коммерческих структур, контролирующих в своей области большую часть сырьевого и потребительского рынка и ориентирующих производство на выпуск наиболее конъюнктурного продукта массового спроса.

 

Расходы на утверждение монополии и на рекламу своих товаров составляют немалую часть бюджета таких структур. В эти расходы включены затраты на создание фирменного стиля, который составляют художественное оформление, цвето-символическое единство фасадов и интерьеров, логотип на рекламной продукции, стенах производственных корпусов, документах, транспорте, упаковочной таре, одежде рабочих (рис. IV.2.29).

Опознавательным знаком крупных предприятий и утвердившихся на рынке фирм становится единый цвет зданий, акцентированный вводом дополнительных цветов, эмблем, флагов.

Отделка поверхностей зданий, благодаря использованию высококачественных облицовочных материалов изысканных цветов, безопасного витринного стекла, элегантной фурнитуры, строительных технологий на основе скоростного монтажа прочных каркасов и легких эффективных ограждающих конструкций, обозначила новый этап промышленной архитектуры, размещаемой за пределами города — архитектуры, не претендующей на вечное существование, но пространственно организующей эффективную технологию и комфортную среду для работающих.

Физический, психологический и эстетический комфорт среды таких предприятий закладывается на стадии комплексного архитектурного проектирования, и требования дизайна составляют одну из предпосылок проектного решения, а не финишное мероприятие по художественной доводке интерьеров и фасадов.

Промышленные предприятия нового типа становятся пионерами рационального дизайна, в котором вопросы гармонизации среды решаются не творческим наитием талантливого дизайнера, индивидуальным композиционным даром и чувством цвета, а жестким учетом технологических и комфортных нормативов, научным подходом к конкретизации решений по освещенности, колористике, акустическому режиму, микроклимату. Казенная оптимальность такого дизайна при этом не мешает, включив человеческий фактор, сделать в нужном с точки зрения художника месте декоративный акцент в виде скульптуры, фонтана, композиции фитодизайна, т.е. разделение вопросов творчества и рутинной комфортности решается безболезненно. Глубокая специализация производителей по типу и окраске стеновых материалов, деревянных, каменных, рулонных полов, малым формам для интерьеров и внешнего благоустройства обеспечивает дизайнеру возможность широкого выбора выразительных средств и приемов в рамках предлагаемого ассортимента и по специальному заказу.

Действительность подкрепляет предположение об опережающем развитии рынка отделочных материалов и предметного наполнения интерьеров, что сказывается в перетекании творческих кадров дизайнеров в сферу подготовительную и в изменении форм проектной работы с традиционной ступенчатой на выборочную компоновку предлагаемых каталогом решений.

Особый раздел дизайна производственной среды составляет организация рабочего пространства для инвалидов. Этой теме в проектной практике в настоящее время уделяется большое внимание, поскольку в России создается система трудовой реабилитации людей с недостатками зрения и инвалидов других категорий. Организуются центры профессиональной подготовки, проектируются специальные учебно-производственные предприятия с соответствующими пространственными параметрами рабочих помещений и их дизайном, включая мероприятия по созданию оптимального акустического режима, с конструктивно-планировочными особенностями, отвечающими характеру деятельности и перемещения инвалидов [104].

Разрабатываются специальные типы оборудования и мебели, пересматриваются функциональные связи пространства, нормативы наполненности помещений и организации рабочих мест.

На рис. IV.2.30 приведен ряд примеров, демонстрирующих высокий уровень дизайна производственной среды.

Последовательность учебного рабочего проектирования производственных интерьеров и дизайна внешнего облика предприятий определяются первичностью функциональных аспектов проекта, представляющих базу для общего дизайнерского решения задач комфортности и художественной выразительности. Целесообразно при этом осуществлять разработку единого фирменного стиля.

 

 


 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%B4%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B7%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%B9%C3%90%C2%BD;exclude:161,258,192,167,124,254,147,162,3,253,106,111,137,138,131,132,286,113,119,13,91,172,252,281,257,163,230,122,160,178,121,158,143,110,184,133,259,120,127,123,191,166,135,22,168,128,112,251,14,154,117,153,299,136,9,300,130,256,189;limit:10;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}