1

Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн есть эстетическая составляющая работ по благоустройству территорий, их эмоционально-художественное осмысление. Объект его практики — окружающая (а точнее, окруженная) природа, цель — ее включение в искусственную среду обитания без потерь. Надо добавить — облагородить, и не потому, что в этом нуждается дикая природа, а скорее по необходимости восстановления нарушенного экологического равновесия, залечивания ран, нанесенных ей человеком.

Конечно, в общем виде освоенное человеком пространство пока встроено в природную среду, однако на урбанизированных территориях фрагменты живой природы представляют резервации, требующие защиты и ухода.

Не принимая всерьез вред, наносимый природе, люди одновременно к ней тянутся, видя в ней спасительное рекреационное пространство. Только в естественных природных формах наш взгляд находит отдых от геометризованного мира вещей и построек. Вид за окном группы деревьев, стоящих в сугробах, с ветвями, покрытыми инеем, потом с весенней листвой или под летним дождем, а также ясным осенним днем, когда зеленая крона становится желто-багряной и начинает редеть, вызывает сезонные переживания и далеко не самые худшие ассоциации.

Ландшафтный дизайн композиционными и техническими средствами укрепляет духовную связь человека с природой, частично возвращая ей долг пониманием необходимости взаимной поддержки. Уже сложились и стали привычными формы очеловеченного, цивилизованного пейзажа, созерцание которого вызывает различные чувства: от хозяйственной удовлетворенности до философских размышлений над смыслом жизни. Но в любом случае эстетические переживания рождаются видимым или подразумеваемым присутствием человека и следов его деятельности.

В каких случаях масштабное возмущение ландшафта расценивается как грандиозная победа человечества или как колоссальный ущерб, причиненный природе?

Каждая эпоха находит свой ответ на этот вопрос. Ведь и древние пирамиды можно понимать как насилие над окружающим пейзажем. Гигантские карьеры, вырытые на стройках гидроэлектростанций, на картинах художников демонстрировали созидательный пафос социалистического строя. Ощущение очевидности вреда, причиненного природе, приносит зрелище ее беспорядочного варварского освоения: взорванная земля, изуродованная гусеницами тракторов тундра, хищнический лесоповал. В то же время организованное, деликатное включение в природное окружение масштабных сооружений оставляет впечатление хозяйственной целесообразности, близкое эстетическому, например, спиралевидные воронки карьеров открытой добычи, мосты, бетонные плотины гидроэлектростанций на горных реках {рис. IV.2.31). Искусство достижения эффекта сопряженности человека и природы может ограничиваться легким штрихом — переброшенным через ручей безыскусным мостиком — или потребовать сложного и долговременного воздействия на природные формы (выращивание дерева заданного силуэта, паркового лабиринта из кустов геометризованной стрижки).

Ландшафтный дизайн

Как средство достижения эффективной визуальной поддержки художественной ценности и целостности природного пространства и объектов искусственного происхождения ландшафтный дизайн оперирует образным языком, во многом отличающимся от интерьерного. Носителем визуально воспринимаемых образов ландшафтного дизайна является, как правило, горизонтальная поверхность со многоплановыми композициями вертикалей в виде деревьев, пятен кустарников, малых архитектурных форм и демонстрацией глубины пространства аллеями, дорожками, зеркалом прудов и туманом просек. Все они составляют отдельные сферы деятельности, в разном объеме задействованные в разработке проекта ландшафтного дизайна:

- собственно ландшафт, его рельеф, зеленый партер  газонов  и  инженерно-техническое обеспечение (трассирование путей, дренаж, подпорные стенки);

- деревья, кустарники, цветники, формирующие вертикальный визуальный материал парков, садов, скверов;

- водные объекты: пруды, озера, бассейны, фонтаны;

- малые архитектурные формы, помогающие привести к человеческому масштабу силуэты живой природы, которая является мерой самой себя;

- информационные системы как важная составляющая городского ландшафта.

В соответствии с масштабом охвата выстраивается следующая цепочка объектов, дифференцируемых визуально и привлекающих в разных пропорциях мероприятия, составляющие содержание ландшафтного дизайна: урбанизированные окрестности — город — район (квартал) — придомовая территория — мезопространство (атриум) — интерьер (как среда для размещения фитодизайна).

Как ландшафтный объект местность, предваряющая город, визуально оценивается через кадр дорожной обстановки и с обзорных площадок. Оказывается, что эстетическая ценность дальнего пейзажа прямо пропорциональна качеству среды, составляющей передний план общей картины. Гладкий асфальт, свежевыкрашенные дорожные столбики и опрятные знаки — с одной стороны — и пейзаж, открывающий природу — с другой — взаимно облагораживают друг друга и вводят путника в атмосферу приятного ожидания въезда в город. Это — идеальная картина, которая еще свойственна городам, не вытеснившим на периферию свои хозяйственные объекты. Большинство же современных, даже не очень крупных городов открываются индустриальным пейзажем, складскими зонами, сложными дорожными развязками, стройкой, напряженной хозяйственной жизнью, и только в их центре сохраняется тихий оазис старины. Чтобы не разрушить обещанного туристическими путеводителями ожидания встречи с прекрасным, в такие города нужно въезжать, закрыв глаза. Даже в Париж...

Шок пересечения индустриального пояса города может еще долго влиять на вашу способность перестроить свое внимание на собственно городские достоинства. К тому же в незнакомом городе вам не удастся сразу настроить свое восприятие на резонанс с его достопримечательностями. Только визитер, загипнотизированный собственным воображением, возбужденным информацией, сможет оказаться очарованным с первого взгляда. Чаще лишь с постепенным освоением пространства вы поймете, что здесь есть нечто, делающее людей патриотами, несмотря на дорожную пыль, облупленные фасады домов и нелепые вывески. Для этого достаточно, например, увидеть город снежной зимой, когда под белым покровом исчезает все лишнее, или оказаться на высоком берегу крутого изгиба реки летним вечером. Вы, наверное, догадались, что речь идет о Суздале (рис. IV.2.32)?

 

Ландшафтный дизайн

Осознание структуры города до уровня освоенного пространства приходит позже всего, им как бы закрепляется в уме мнемоническая схема среды, становятся понятными его композиционные оси и узлы, появляется чувство дистанции и ориентации (известен феномен переоценки расстояния при его первом преодолении). Закрепление визуальных реперов городской среды осуществляется их фиксацией вертикальными объектами, включенными в кадр обзора. Это — сменяющий ритмичную череду деревьев вдоль проезжей части улиц массив зелени сквера, раздвигающего пространство внутри города, высотные инсталляции рекламных установок, акценты фоновой застройки, масштабный объект, расположенный за пределами места наблюдения, но насаженный на визуальную ось.

Для экологии города важно сохранение зон природного ландшафта, вытянутых от периферии к центру. Часть их существует в качестве парковых зон, ландшафтное проектирование которых связано с поддержанием и рекультивацией рельефа и древесно-кустарниковой флоры, трассированием путей движения, расположением малых архитектурных форм и объектов обслуживания.

Первая часть проектной задачи состоит в формировании структурного каркаса ландшафта — природных форм в виде рельефной подосновы с газонами, цветниками, дорожками, а также пространственных композиций из деревьев и кустарников.

В связи с различными режимами эксплуатации травяного ландшафта существуют газоны лугового типа с разнотравьем, которое периодически скашивается, газоны английского типа с регулярной стрижкой, газоны пикник с травой, устойчивой к вытаптыванию и быстро восстанавливающейся (ее используют также для зеленых покрытий стадионов). Для укрепления склонов холмов, оврагов, дорожных откосов используют травы с развитой корневой системой [35, 134].

При планировании благоустройства территорий, прилегающих к строящимся зданиям, верхний слой одернованной почвы срезают и сворачивают в рулоны, которые по завершении строительства возвращают на место.

Газоны дополняют цветниками разной формы: в виде линейных посевов — рабаток, регулярных клумб, замысловатых по рисунку арабесок, сложных тематических композиций. Квалифицированный подбор растений, учитывающий сменность периодов их цветения, сохранит яркий наряд цветника с весны до поздней осени. Особого вкуса и профессионализма требуют живописные пейзажные композиции из цветов, трав, камней (рокарии) среди газонов, на берегах прудов и ручьев (рис. IV.2.33).

Зрелый вид парковому зеленому ансамблю придают взрослые деревья, в сложившуюся композицию которых вписываются новые насаждения.

 

Ландшафтный дизайн

Деревья различаются по виду, характеру кроны и сезонности ее облика, по скорости роста и размерам. По высоте различают 4 группы деревьев. К первой группе относят деревья высотой более 20 м (ель, сосна, дуб, тополь), ко второй — деревья высотой 10—20 м (липа, береза, ива, ясень), к третьей — деревья высотой до 10 м (яблоня, рябина, клен, акация), к четвертой — высотой до 5 м (лещина, ирга, бузина, боярышник). В специальных каталогах-определителях приводятся подробные данные по растениям с краткими рекомендациями по их районированию [112, 114].

Подбор деревьев по размерам и типу кроны имеет существенное значение при прогнозировании силуэта общей композиции. Нужно быть готовыми к тому, что очень старые деревья, несмотря на поддержку, рано или поздно будут изъяты из пейзажа, в котором они были исторически сложившейся доминантой, поэтому необходимо заранее планировать подсадкой новых деревьев радикальную смену образа парка. Вероятно, это скорое будущее группы дубов в парке Коломенское (рис. IV.2.34).

Ландшафтный дизайн

Ретроспективному пониманию парков как пространства для удаления от стрессов динамичной городской жизни, вроде временного ухода в монастырь, сопутствуют новые тенденции, понятные людям, не отягощенным генетической памятью о парке как романтической резервации духа. Современный городской парк не поляризуется от жизни города ни территориально, ни содержательно. Условная достаточность некоторого объема зеленой массы на обозначенной территории для получения ею статуса парка отвергается в пользу масштабных дизайнерских композиций, оперирующих нестандартными приемами, но правдиво отображающих современные атрибуты городского пространства в его рекреационных функциях, его изменчивость, насыщенность активными формами времяпрепровождения, визуальную открытость и внимание к обработке рельефа.

С отказом от ностальгических мотивов в новой эстетической концепции парка снимается налет трагичности гибели старинного дерева с его заменой молодыми посадками; в то же время при реконструкции городских территорий, например, ликвидации старой котельной, пакгауза, и разбивке на их месте рекреационных зон сохраняют некоторые строения, детали оборудования, которые вписываются в ландшафт как послеобраз, как дух места.

В проектах ландшафтного благоустройства можно планировать сезонное использование на открытом воздухе композиций из выносных вазонов, в том числе с комнатными цветами (герань, рододендроны, растущие на юге в открытом грунте). Их целесообразно размещать на городских улицах, площадях, используя как цветовые акценты и межевые знаки, разграничивающие зоны движения, и в целом для одомашнивания городской среды (рис. IV.2.35).

Ландшафтный дизайн

Вертикальная планировка территории — объекта ландшафтного дизайна — предусматривает как выравнивание рельефа с формированием трасс водоотвода, так и создание искусственного рельефа — холмов, террас, заглубленных тальвегов. Пластика декора дает дополнительную возможность для наблюдения пейзажа, усиливая впечатления перепадом высот, демонстрацией визуальных планов. При этом ландшафт обогащается лестницами, подпорными стенками, живописными композициями камней. Желание посетить парк — это не только желание отдыха, но и подсознательное стремление погрузиться в покой прошлого, которое олицетворяют руины и искусственные гроты (рис. IV.2.36).

В парке нужно избавить посетителей от будничных проблем грязных дорожек и луж, образовавшихся после дождя. Гранитные, бетонные плиточные и монолитные покрытия дорожек и площадок должны иметь добротную подготовку, обеспечивающую их прочность и дренирующие качества. Даже грунтовые дорожки, уместные на периферии парка как естественные тропы, следует трассировать на подготовленном основании в виде щебеночной подушки-ленты, а рисунок плиточного покрытия из предлагаемого рынком обширного набора плит разных размеров и конфигураций (см. рис. 11.6.7) из различных устойчивых и экологичных материалов может стать предметом интересных композиционных разработок.

При устройстве подпорных стенок всегда нужно иметь в виду, что любая стенка, а особенно заглубленная в землю, становится препятствием на пути движения грунтовых вод. Их накопление вызывает зимой образование ледяных линз, разрушающих конструкции. Чтобы снять опасность накапливания вод, в стене устраивают дренажные отверстия.

Ландшафтный дизайн

Наличие на территории города рек, ручьев, ключей, озер и прудов предоставляет возможность создания удачных ландшафтных композиций: респектабельных набережных со спусками к воде, завершающими выход к реке городских проспектов, зон массового отдыха у районного пруда, внутриквартальных плескательных бассейнов (рис. IV.2.37).

Небольшие искусственные водоемы, фонтаны, быстрые водотоки с перепадами уровней (торраны) устраиваются как элементы сезонного ландшафтного благоустройства городской территории.

Обладающие высоким потенциалом зрелищности, фонтаны вводятся в городское пространство для усиления его значимости и выразительности с помощью периметральной или центричной композиции, динамичных спектаклей искрящихся струй

Ландшафтный дизайн

воды (рис. IV.2.38). Вид подвижной, живой воды в небольших фонтанах (буйянт — имитация кипящей воды), в бассейнах с тихими водопадами, плачущими ключами придает интимность и очень украшает уютные спокойные уголки парков и скверов. Как и другие системы ландшафтного благоустройства, действующие на основе работы механизмов, водные объекты требуют постоянного надзора, очистки, ремонта, защиты от вандализма. В состав их эксплуатационного оборудования входят водооборотные системы, контроль качества воды и дозаторы дезинфекции, инвентарь механической очистки и пр.

В зависимости от вида, назначения и масштаба водного объекта решается водонепроницаемая конструкция его ложа, а также вопросы заселения водоема растениями и рыбами, способствующими естественной очистке воды.

Городское пространство содержит предметное наполнение, конкретизирующее функциональное назначение его зон, представленное объективно и визуально т.н. малыми архитектурными формами. В их число входят объекты, фиксирующие узлы транспортного движения, система освещения, бытовое оборудование (скамьи, урны для мусора, питьевые фонтанчики), информационные инсталляции (часы, светофоры и другие указатели, реклама).

Ландшафтный дизайн

Тенденция к концентрации торгово-развлекательных предприятий у входов в станции метро и узловых пунктах наземного транспорта отражена и в пространственном существовании павильонов остановок, нагруженных коммерческой информацией и киосками с товарами, потребляемыми на ходу (соки, мороженое, журналы).

Для дизайнеров история появления в больших городах России павильонов — остановок наземного транспорта — поучительна в том смысле, что внешний облик, конструкции и прочность предметов городского быта должны предусматривать защиту от вандализма. Первые остановки, сработанные в автомастерских с минимальным намеком на какой-либо дизайн, были изуродованы в первые же месяцы после их установки.

Выяснился любопытный феномен воздействия беспризорной красоты на криминальную область сознания горожанина: попробовать на прочность и сокрушить, ободрать, погнуть... С привыканием к новому действие феномена ослабевает, но не исчезает совсем.

При проектировании уличных инсталляций городского масштаба, за которыми не виден конкретный владелец и защитник, следует ориентироваться прежде всего на лаконичные по образу, прочные по исполнению скамьи, фонари, урны для мусора и, по-прежнему, павильоны остановок.

Освещение городской среды решает не только утилитарные задачи продолжения функционирования города и его служб в вечернее и ночное время. От обязательного освещения транспортных улиц и трасс постепенно переходят к созданию светопейзажных композиций ночного города с подсветкой фасадов, крупных деревьев, памятников, фонтанов.

Световая архитектура преображает город. Как-то в 60-е гг прошлого столетия специальным указом правительства экономии ради было запрещено освещать крупные города ночью, и они на ночь умирали. Нравы нынешнего времени таковы, что теперь город залит электрическим светом и днем, и ночью. Комментарии этого явления из-лишны. Мы лишь затронем классификацию видов осветительных установок. Самые высокие светильники простых техничных форм устанавливаются на мачтах высотой 10—12 м у магистральных улиц. Тротуарные фонари, более изысканного дизайна высотой 3—5 м устанавливают вдоль пешеходных путей (рис. IV.2.39). Чтобы избежать слепящего действия верхнего света, в парках нередко вдоль прогулочных дорожек выстраивают цепочки партерных светильников (высотой 1— 0,5 м), свет которых направлен вниз; они удобны и тем, что не нарушают природную красоту пейзажа. Для подсветки улиц, фасадов, рекламных щитов используют консольные светильники, которые крепятся к стенам домов или рекламным стойкам. Акцентированное выявление светом высоких и далеко расположенных объектов осуществляется мощными прожекторами.

Днем мы не обращаем внимание на цветность света, потому что мы его не выбираем, нам его предоставляет природа в разное время дня и при разной погоде; лишь сильное эмоциональное переживание при виде пылающего заката после грозы заставит увидеть, что мир залит оранжевым светом, а тени сине-зеленые.

Ночью на фоне черного неба все оттенки искусственного света воспринимаются отчетливо и, может быть, даже придирчиво. К освещению дорог желтыми натриевыми лампами относятся с пониманием: это нужно для безопасности движения. Замена ртутных ламп (с космическим холодным зеленовато-фиолетовым светом) произошла по психологическим мотивам, описанным в главе Колористика и цветоведение.

Белый дневной цвет люминесцентных ламп ночью кажется вызывающе жестким. Иными словами, дизайнеру есть над чем подумать при выборе освещения ночной среды: нужно выбрать место и высоту расположения светильников, их мощность, спектральный состав излучаемого света. Если на транзитных трассах движения по городу оценивается прежде всего факт наличия освещенности, а нюансы его негативного воздействия быстро забываются, то освещение подходов к дому и месту работы должно быть продумано с точки зрения его психологического воздействия, желательно — положительного. И лучше, если вы не станете злоупотреблять необычными ракурсами подсветки дома, например, снизу вверх — эффект чаще всего неблагоприятен.

К числу малых архитектурных форм относятся легкие строительные объекты: беседки, навесы протяженной формы или в виде отдельных зонтов (грибков), перголы, мостики, видовые площадки, ограды, декоративные стенки (рис. IV.2.40).

При выборе типа беседки принимается во внимание традиционная консервативность ее лирического образа, сложившегося в практике обустройства старинных парков. Вы и сами почувствуете неуместность резких экстравагантных форм для тенистой глубины тихого парка или для берега пруда. Здесь привычны и уместны округлые пластичные формы, соразмерные с человеком. Навесы или теневые зонты — традиционная принадлежность летней зоны отдыха. Но их конструкции могут быть и вполне капитальными, на железобетонных или металлических опорах с надежной крышей. Они могут совмещаться с видовой площадкой или уголком отдыха со скамьями.

Ландшафтный дизайн

В учебной работе тема малой архитектурной формы представляет большой интерес для клау-зурной разработки; в ней удачно сочетаются художественно-выразительные и технические аспекты. Декоративные стенки устанавливаются в местах, фиксирующих площадки для игр и отдыха, для разделения зон, размещения информации или как композиционный элемент в сочетании с цветниками, скульптурой, садовой керамикой. Они выполняются, как правило, в массивных материалах, имеют сюжетную или орнаментальную композицию, набранную из стандартных элементов. Хорошо смотрятся декоративные стенки из естественного камня с включением цветов.

Ландшафтный дизайн — явление многокомпонентное, тем важнее привести все его элементы к единому стилевому знаменателю, т.е. организовать их в целостную гармоничную композицию, воспринимаемую зрителем чаще всего в динамике, последовательно. Это вовсе не значит, что по всем составляющим проекта должна быть проведена жесткая стилистическая унификация; более того, доля эклектичности, дисгармонии (осмысленной, а не в силу недосмотра) воспринимается как знак приглашения к сеансу психологической разрядки, ожидаемой от рекреационного пространства. Но все же несовместимость форм и образов не должна быть вызывающей; даже непосвященный поймет, насколько далеки по происхождению беседка в готических формах и малороссийский плетневый забор.

Кстати, о заборах, ограничивающих территории, входящие в зону ландшафтного благоустройства.

Сакральные функции заборов и входных ворот отмечены даже рекомендациями учения фэн-шуй. В частности, в работе Полная энциклопедия фэн-шуй приведены эскизы конфигурации и членения заборов, символизирующих издревле понятную систематику социальных отношений и ценностей [102]. И в наше время забор несет либо условную, либо реальную защиту от внешней среды.

Монументальные ограды из кованого и литого металла, украшающие и защищающие объекты со строго регулируемым доступом, демонстрируют жесткую защитную функцию, неприступность и высокомерие, отраженные в декоре. Откровенное стремление отгородиться от враждебного мира, обезопасить себя выражено в глухих оградах со следящими видеокамерами элитных усадебных поселков. Ограды, в которых ощущение настороженности сменяется приятным впечатлением от вида продуманного рисунка невысокой ограды, условно отделяющей газон от дорожки, памятник от площади, защищающей дерево от вытаптывания прикорневой зоны, а неопытного велосипедиста — от падения в овраг, обозначают мягкие границы территории и выражают функции предупреждения.

Заборы в стиле кантри из грубообработанных жердей, соединенных в решетки, имитации плетней и других конструкций широко используются во внутренних зонах парков, садов и скверов, при усадебных домах. Для обозначения границ используют каменные выкладки (межи), невысокие каменные стенки (парапеты) перед шеренгой стриженого кустарника, выполняющего роль зеленого забора. Как и декоративные стенки, ограды могут возводиться из штучных блоков бетона или керамики.

В качестве последнего композиционного штриха в ландшафтный дизайн включаются произведения монументально-декоративного искусства. За последние десятилетия их сюжетная направленность и предназначенность места установки утратили политическую амбициозность и пропагандистскую ориентацию, приобрели человеческую теплоту и лиричность, камерный масштаб, способность возбудить чувства эстетического сопереживания. К этой группе благоустройства и анимации среды относятся круглая скульптура, сюжетно связанная с пейзажем (популярна языческая скульптура), абстрактные композиции из камня, металла, дерева, лепная и гончарная керамика, установленные прямо в траву газонов вместо прежней акцентированной отчужденности произведения с установкой его на пьедестал.

Нестандартный подход к приемам эстетического освоения ландшафта выразился в использовании для сидений в парке чурбанов — распиленных стволов деревьев, или же установке среди газонов сугубо технических крупных деталей от разобранных паровозов, котлов, теплотрасс (Западный Берлин), или архаичного сельскохозяйственного инвентаря (плугов, телег, отдельных колес).

Объектом ландшафтного проектирования жилого района (квартала, жилой группы) является его территория с естественной растительностью и искусственными посадками, элементами благоустройства. При общем экологическом подходе решения благоустройства в целом в проекте акцентируются зоны, прилегающие к зданиям и сооружениям социального обслуживания, внутриквартальные детские, спортивные и хозяйственные площадки, зоны отдыха. Их номенклатура, классификация, размеры и принципы размещения регламентируются социальными нормами. При всех изменениях жизни города наиболее радикальные требования к системе благоустройства остаются неизменными, хотя и трудно осуществимыми полностью. Остается кризисной ситуация с сохранением детских площадок ввиду перегрузки придомовых территорий автостоянками. С попытками несанкционированного захвата и коммерческого строительства на озелененных территориях жилых районов годами борются жители окрестных домов. Тем не менее, благодаря мерам, принимаемым городскими властями, зоны благоустроенных внутрирайонных территорий стабилизируются.

Дизайн придомовых территорий мы рассмотрим ниже, а сейчас обратим внимание на внутрирайонные многофункциональные площадки. В зависимости от размеров и демографической ситуации площадки дифференцируются по следующим назначениям:

- для детей дошкольного возраста;

- для детей младшего школьного возраста;

- спортплощадки для детей среднего школьно го возраста;

- для отдыха взрослых;

- хозяйственные площадки.

Число и комбинации зон могут быть различными. В принципе внутрирайонные мероприятия по благоустройству включают полный список ландшафтных компонентов, приведенных выше; в действительности же масштаб района позволяет охватить лишь несколько компонентов.

В состав детских площадок входит игровое оборудование, представляющее сборно-мобильные комплексы заводского изготовления с безопасными устройствами для лазания, ползания, скатывания и прочих активных действий, способствующих физическому и социальному развитию ребенка, а также игровые обучающие устройства, развивающие интеллект. Все они имеют соответствующие возрасту детей размеры (рис. IV.2.41).

Для самых маленьких предусмотрены песочницы, качели, невысокие горки. Школьникам необходимо прививать вкус к спорту, помогая определиться в желании заниматься в школьной спортивной секции. Если позволяют территория и рельеф, можно запроектировать велотрассу, универсальную площадку для активных игр и катка. Учитывая повальный интерес тинэйджеров к катанию на доске, в проекте можно предусмотреть специальную рельефную трассу и даже хафпайп в миниатюре.

В Германии при организации детских площадок обращают большое внимание на воспитание бесстрашия, чувства спортивного азарта, устраивая высокие мачты с веревочным плетением в виде паутинного конуса, сложные подвески с препятствиями, велосипедные трассы с крутыми виражами и активным рельефом. Тягу детей к самодеятельности здесь удовлетворяют выделением полигона под строительство дощатых химер, материал для которых (обрезки досок, жерди, бруски) регулярно подвозится.

Современная европейская практика преобразования городских центров в пешеходные зоны позволяет выносить на них развлекательные мероприятия, более привычные для внутрирайонного пространства. Наклонная площадь рядом с реконструированным зданием Лионской оперы стала излюбленным местом скейтбордистов, здесь для них даже устроена специальная трасса.

Места отдыха и прогулок для пожилых жителей предусматривают, как правило, на изолированных участках внутрирайонной территории в виде небольших уютных площадок с навесами, ветровыми стенками, скамьями и столиками. Всем известен интерес старушек, сидящих у подъезда, к комментированию событий из жизни сограждан. Может быть, имеет смысл продумать приемы обеспечения комфортности этого занятия: поставить удобные скамьи и вазоны с цветами, реконструировать сам вход в дом и перенести пост наблюдения в место, не смущающее прохожих.

 

Ландшафтный дизайн

Если внутрирайонная зона отдыха становится популярной, ее территория быстро вытаптывается, поэтому необходимо предусматривать меры защиты зеленых насаждений и травы устройством непылящих покрытий дорожек и площадок, но лучше всего отделить их от мест активных развлечений, обеспечив естественной оградой — кустовыми барьерами, сетками на металлическом каркасе (для дворовых стадионов и теннисных кортов). Компактные цветники в центре площадки выживут только при ревностном уходе добровольных цветоводов. При подсадке к существующим деревьям новых растений не рекомендуется включать в их состав плодовые, в т.ч. дикие, колючие кустарники: облепиху, боярышник. Очень эффектно вертикальное озеленение павильонов, стенок, брандмауэров домов. Вьющиеся многолетние растения лучше чувствуют себя на юге, но и в средней полосе их культивирование в защищенной от холодных ветров зоне может оказаться удачным. В условиях Москвы, в частности, на южных фасадах хорошо приживаются дикий виноград, лимонник, хмель; для их крепления на поверхностях стен устраивают специальные консоли и трельяжи.

При разработке общей структуры районной зоны отдыха учитываются, в соответствии с заданием, все композиционные аспекты, в том числе расположение и форма доминирующего объекта — центрального павильона, детского игрового комплекса, сюжетного городка, замка, крепости, выразительность образа которого должна стать стилистическим объединяющим фактором всего комплекса.

Из внимания дизайнера не должны выпадать и вопросы, связанные с размещением и формой хозяйственных площадок — автостоянок, выгородок для контейнеров-мусоросборников, штанг для выбивания ковров и т.д. Следует продумать и приемы гармонизации в общей системе ландшафтного дизайна внутриквартальных хозяйственных построек и сооружений: электроподстанций, теплопунктов, диспетчерских, шахт вентиляции подземных сооружений — бомбоубежищ, гаражей, метро.

Продумывая рисунок композиции всего рекреационного пространства и его частей, не следует забывать и о том, что с верхних этажей окружающих домов хорошо видны и достоинства, и недочеты планировочного замысла.

Придомовые территории в качестве объекта ландшафтного дизайна в соответствии с возможностями обзора и визуальной оценки подразделяются на два типа.

I тип. Городские дома предоставляют чаще всего только фронтальные возможности их обзора с дистанции, в лучшем случае, равной глубине входного двора, счастливо сохранившегося в виде зеленого кармана улицы перед особняком, который пощадили в процессе реконструкций. В большинстве же случаев в распоряжении дизайнера остается только плоскость фасада и ширина газона от стены до тротуара (рис. IV.2.42).

II тип. Более широкие возможности обзора здания могут образоваться с его расположением на перекрестке или его повышенным социальным статусом — тогда под его постройку в плотном городском массиве расчищается относительно просторная территория; в этом случае оно, как Парфенон, просматривается со всех сторон и, следовательно, предполагает круговое ландшафтное благоустройство.

Этот вариант без особых проблем решается при ландшафтной организации участка загородного усадебного дома, дифференцированного на две зоны: парадную и хозяйственно-интимную (рис. IV.2.43).

Отметим, что в отношении зданий социального обслуживания районного масштаба, хотя и свободно расположенных на территории, задачи ландшафтного акцентирования пространства ограничиваются, в основном, зоной входа.

Ландшафтный дизайн

 

Ландшафтный дизайн

Более того, для большинства сооружений эти задачи решаются аналогичным образом, т.е. по I типу визуальной представительности, заслуживающему подробного рассмотрения.

Основным компонентом входной группы, попадающим в кадр наблюдения, является сценическое пространство с планшетом сцены и фоном.

В истории архитектуры вся без исключения художественная проблематика образа здания оттачивается на эстетике и символике входа, наполнении пластикой форм двух пересекающихся плоскостей — поверхности земли и картины окружающего пейзажа, образующих сцену для архитектурного спектакля — от прямой аллеи скульптур перед барельефами пилонов храмов в Гизе до динамических форм скульптурного ансамбля фонтана Треви, примыкающего к массивному фасаду палаццо Поли в Риме (см. рис. 11.7.11).

При формировании ландшафтного дизайна предвходной территории основной осью композиции является ориентация на входной узел. Ось может непосредственно указывать на вход фронтальной трассой доступа или, как подсказывает восточная традиция, обозначить подход к нему с флангов. Целесообразны (и в транспортном отношении тоже) компромиссы, когда направленная на вход отводная от трассы дорожка заканчивается площадкой, рассеивающей агрессию ориентированного на вход острия (см. рис. 1.3.47).

Максимальной свободы и индивидуального своеобразия художественных решений дизайнеры добиваются, работая над созданием ландшафтных композиций загородных усадеб. Некогда главным объектом реализации творческого потенциала и художественного дара были культовые сооружения; сейчас их место заняла архитектура частного жилого дома, компоненты окружающего ландшафта которого защищены надежной оградой, поэтому они, выполненные из дорогих материалов, имеют более утонченные формы и тщательно продуманную компоновку изысканных решений с применением редких цветов. В композицию усадебных участков могут входить детские игровые площадки и теннисные корты, беседки и мостики, летние кухни, бассейны, флигельные постройки, фруктовый сад и огород, прогулочные дорожки, садовая скульптура и произведения монументально-декоративного искусства — но не обязательно все сразу. Обитатели усадьбы будут чувствовать себя защищенными высшими силами, если дизайнер при разработке генерального плана продемонстрирует знание рекомендаций фэн-шуй (наложенных на грамотную урбанистику). Помните, где должны располагаться Черная Черепаха, Белый Тигр, Зеленый Дракон и Красный Феникс?

Естественно, все художественные замыслы должны опираться на реальную возможность инженерно-технической поддержки и терпение, поскольку ожидаемый результат может проявиться лишь через несколько лет.

Планировка рельефа с расчетом распределения грунтовых масс и трассировкой уклонов для водоудаления требует привлечения грамотного специалиста по вертикальной планировке, равным образом как и для прокладки дренажных систем. Устройство покрытий теннисных кортов и игровых площадок предусматривает серьезную многослойную подготовку площадки (см. рис. 11.2.24). Пруды, бассейны и фонтаны нуждаются в оборудовании, обеспечивающем водооборот, контроль и очистку воды. Подбор цветов, многолетних растений и деревьев с учетом их гармоничного сочетания на весь вегетационный период должен контролироваться опытным дендрологом с хорошим вкусом и высоким уровнем соответствующих знаний. В дендрологической части проекта живописность композиции, ее близость к образам живой природы обеспечивается подробной проработкой компоновки деревьев и кустарников, подбором почв и трав, что закрепляется в специальном разделе проекта дендрологическими картами, демонстрирующими состояние и цветность растений в различные сезоны года, и сопровождается спецификацией растительного материала.

Опытный ландшафтный дизайнер не упустит случая запроектировать зеленый мост, соединяющий растительный мир усадебного партера с цветами и растениями, переселенными на фасад дома: ползущими по стенкам плетями дикого винограда или хмеля, навешенными под окнами или перилами балконов лотками с кипенью белых, голубых и розовых цветов (рис. IV.2.44).

Ландшафтный дизайн

Живая природа входит и в сам дом в виде оранжерей и зимних садов, атриумов, обособленных в специальных помещениях, или фитодизайна, рассредоточенного по всему зданию.

Для всех оранжерейных модификаций предусматривается возможность максимального естественного освещения через широкие боковые окна, иногда сплошные витражи, остекленные крыши.

Оранжереи, зимние сады обеспечивают устойчивый, теплый и влажный микроклимат для вечнозеленых растений, продолжающих в интерьере картину внешнего летнего пейзажа и сохраняющих зелень в холодный сезон, контрастируя с монохромной палитрой зимы (иногда это, правда, представляется неестественным).

Архаичные конструкции светопрозрачных ограждений из обычного, даже двойного остекления не обеспечивают реализации смелых замыслов по созданию светлых просторных павильонов с надежной теплоизоляцией, безопасностью (стекло ведь хрупкий материал), легкостью и прочностью. Эти требования выдерживают современные индустриальные конструкции стеклопакетов, легкий и безопасный светопрозрачный поликарбонат, прочные каркасы из алюминиевых сплавов и клееной древесины (рис. IV.2.45).

Подобные конструктивные решения используются и для закрытых выносных бассейнов. Надо, однако, учитывать, что внутреннее пространство таких сооружений, подвергаемое снаружи то солнечному перегреву (парниковый эффект), то переохлаждению в зимнюю ночь, а в интерьере — застою теплого влажного воздуха, нуждается в постоянном, лучше автоматизированном, контроле состояния среды, вовремя включающем вентиляцию, закрывающем жалюзи, удаляющем водный конденсат с конструкций.

Ни в коей мере не покушаясь на эстетические чувства любителей зимних садов, автор все-таки должен признаться в том, что сочетание буйной растительности в интерьере с видом на заснеженные окрестности вызывает в его сознании впечатление неестественного смешения сезонов, подобное неприятию футбола и клубники зимой, а хоккея и соленых грибов — летом. Видимо, имеет смысл разграничить функции оранжереи как ботанического учреждения и домашнего террариума — зимнего сада, веранды, эркера, — визуально соединяющего обитаемое пространство с окружающей средой, но не лишающего вас комфортности интерьера превращением его в джунгли. Специфика культивации растений в закрытом пространстве, с его микроклиматом зимнего сада, создает неожиданные заботы для обитателей. Нередко сомнительное удовольствие от созерцания томящихся в стеклянной тюрьме растений приходится оплачивать климатическим дискомфортом всего жилища.

Ландшафтный дизайн

Более гуманным и традиционно сложившимся является искусство фитодизайна, в меру композиционной сообразности придающее природное осмысление обитаемому пространству. В композициях фитодизайна идея вселения в интерьер духа живой природы была связана изначально только с живыми растениями. Практика флористики — создание композиций из цветов, — благодаря деятельности различных школ, японских в первую очередь, переросла в утонченное занятие предметными композициями, раскрывающими в новом свете свойства обычных житейских вещей. Нет смысла искать в таких композициях сюжетный замысел, они чаще всего представляют результат действия интуитивного импульса, материализованного через эстетически управляемый эксперимент.

Изысканный вкус мастера, конечно, опирается на некоторый базовый запас практических рецептов достижения эффектов гармонии, но свойства материала и технологическая заданность его участия в композиции играют не меньшую роль при создании произведения рафинированного художественного достоинства. Чувство материала, его конструктивных возможностей, точное композиционное чутье, отработанные на упражнениях по флористике разных стилей (Икэнобо, Согэцу, Рик-ка), окажут неоценимую услугу дизайнеру, уделившему время познанию таинства возникновения чуда гармонии от соединения самых банальных предметов.

Мастера икебаны стремились добиться максимального эстетического эффекта изысканной простотой и скромностью букета, который мог состоять, например, из одного начинающего раскрываться бутона цветка, помещенного в сосуд из бамбукового ствола. В композицию могли быть включены сухие соломинки, кора, камни, мох; для размещения композиции использовали широкий плоский сосуд, а вертикальность стеблей поддерживалась специальными металлическими спицами. Такой сосуд мог имитировать и пруд с плавающими цветами лотоса или водных лилий.

Расширением художественных традиций, заложенных в VII в. школой Икэнобо, искусство икебаны обязано школе Согэцу, с принципами которой познакомились и западные любители аранжировки. Здесь, как и во всяком символическом искусстве, есть свои условности, и мастер икебаны обязан знать хотя бы основные из них: особые соотношения формы сосуда и растений, символику сочетания цветов и сухих веток, колерную гармонию композиции в целом, символику формирования силуэта постановки, отражающего сезон, настроение, посвящение (рис. IV.2.46).

Создание композиций икебаны — прекрасная тренировка вкуса, своевременная и на стадии рабочего проектирования, и при переходе к кропотливой разработке деталей, усилении эмоциональной выразительности целого.

Заметим, что высокое искусство преобразования обыденного в явление эстетическое простыми естественными приемами найдет отзвук в душе человека, доверившего вам дизайн своей среды.

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%B4%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B7%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%B9%C3%90%C2%BD;exclude:161,258,192,167,124,254,147,162,3,253,106,111,137,138,131,132,286,113,119,13,91,172,252,281,257,163,230,122,160,178,121,158,143,110,184,133,259,120,127,123,191,166,135,22,168,128,112,251,14,154,117,153,299,136,9,300,130,256,189;limit:10;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}

.