1

Часть VI ВЗАИМОСВЯЗЬ КУРСА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ С АРХИТЕКТУРНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ

ГЛАВА 21. ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАК МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

21.1. Морфологические осо­бенности архитектурного объекта и объемной модели. Морфология1 на­ука о закономерностях формы и строения предметов и организмов в их индивидуальном и творческом развитии, она является синтетиче­ским процессом, который можно выразить в виде графической схе­мы, представленной на рисунке (рис. 375). Если изобразить морфо­логическую структуру в виде трех взаимопересекающихся окружно­стей, то левая окружность отражает особенности формы объекта, правая окружность — особенности строе­ния. Центральная окружность ото­бражает характер сложных и мно­гообразных связей между формой и ее строением, формой и ее качест­венным содержанием.

Примером морфологических особенностей объектов, схожих по внешним очертаниям, но совершен­но различных по своему строению и содержанию, могут служить схе­мы (рис. 375, г). Сверху вниз изо­бражены схемы очертаний касатки (а), атомной подводной лодки (б), дирижабля с жестким корпусом (в) и, наконец, подводного жилища (г). По своей внешней форме, имею­щей веретенообразное очертание, эти объекты имеют явное сходство,

1 Термин происходит от соединения по­нятий morphe — форма и logos — учение (греч.).

несмотря на различия в деталях, сообщающих каждому организму специфические образные признаки. Однако совершенно очевидно, что строения тела хищного кита-касат­ки, корпуса подводной лодки, фю­зеляжа дирижабля и жилого соору­жения для аквалангистов имеют различия, специфичные для каждо­го из этих объектов. При этом су­ществует морфологическая особен­ность, роднящая все эти столь не­похожие живые и искусственно со­зданные объекты — это связи меж­ду формой и ее строением, формой и ее внутренним содержанием. Во всех четырех случаях строение ор­ганизма подчинено основному на­значению его формы — с наимень­шими затратами энергии и мини­мальными разрушающими воздей­ствиями на корпус рассекать вод­ную или воздушную среду. Стано­вится очевидным, что морфология объекта представляет сложную при­чинно-следственную связь формы и особенностей ее строения, формы и ее качественного содержания.

Рассмотрение морфологических особенностей архитектурного объек­та имеет свои отличительные осо­бенности, так как архитектурный объект специфичен по своему функ­циональному, конструктивному, эс­тетическому и социальному содер­жанию, стабильному положению в пространстве (за исключением объ­ектов мобильной архитектуры).

Глава 21. Объемно-пространственная композиция как модель проектирования 197

197

 

Интерес представляет анализ свя­зей, существующих между строени­ем архитектурного объекта и осо­бенностями его внешней (экстерьер- ной) и внутренней (интерьерной) структуры.

Примером ясного отображения таких связей являются русские де­ревянные пятистенные избы, внеш­ний вид которых абсолютно точно и однозначно отображает их внут­реннее строение (рис. 376, а). Вы­ходящие наружу торцы бревен пя­той стены, разделяющей простран­ство избы на две части, точно пока­зывают на боковых фасадах зданий границы его интерьерного про­странства, состоящего из теплой жилой горницы и холодных сеней (см. план на рис. 376, а). Не менее ярко отражаются такие связи и в архитектуре каменных четырех- столпных русских. церквей (рис. 376, б). На трех из четырех фасадов здания (западном, север­ном и южном) рисунок плоских ло­паток пилястр с арочными завер­

шениями является как бы рельеф­ным отпечатком внутренней конст­руктивной и пластической структу­ры, состоящей из столпчатых опор и сводов. Таким Образом, морфоло­гические особенности объекта срав­нительно легко воспринимаются зрителем благодаря ясно читаемой структуре пластических деталей фасада.

Диаметрально противополож­ным примером отражения морфоло­гических связей интерьера и экс­терьера зданий является строение двух деревянных церквей в Кижах, характерное для многих крупных деревянных церковных сооруже­ний. Редкая по своей красоте ком­позиция фасадов Покровского и Преображенского соборов лишь в общих чертах связана с компози­цией их внутреннего пространства (рис. 376, в). В этом случае зритель по внешнему виду зданий не может составить представление о характе­ре их внутреннего строения. Пла­стический и пространственный ри­

связей. Сравнение морфологии различ­ных объектов

Рис. 375. Схемати­ческое изображение морфологических

230

Часть VI. Взаимосвязь объемно-пространственной композиции с проектированием

 

сунок интерьера лишь весьма ус­ловно связан с внешней формой объекта, занимает сравнительно не­большую часть его внутреннего пространства.

Если говорить о сходстве и раз­личиях комплекса морфологиче­ских особенностей архитектурного объекта и его композиционной мо­дели, то следует учесть, что любой объект представляет собой конгло­мерат различных свойств, совокуп­ность которых выражает суть его строения в виде целостного зри­тельного впечатления. Однако ар­хитектору постоянно приходится временно отвлекаться от некоторых частных факторов, сосредоточивать свое внимание на тех или иных свойствах объекта, которые занима­ют на данном этапе творчества ве­дущее положение. Мы вправе рас­сматривать в многообразном и сложном процессе морфологических особенностей архитектурного объек­та сначала вопросы строения его организма, затем специфику ее формы и, наконец, сложную и мно­голикую природу существующих между ними

Из этого следует, что отражение морфологических особенностей ар­хитектурного объекта в его поиско­вой модели зависит от среза, вскрывающего определенный слой морфологических связей, от целей, которые ставятся в основу работы над каждой моделью ОПК, от за­дач, которые решает данная модель в процессе проектного поиска.

В этой связи можно упомянуть высказывание известного архитек­тора, теоретика и педагога Вальте­ра Гропиуса, сравнивающего архи­тектурное сооружение с сосудом, внешняя форма которого является оболочкой сложного и многозначно­го содержания Действительно, ра­ботая над поисковой моделью ОПК, можно отображать в ней морфоло­гию объекта, назначение которого обусловлено определенной функ­цией (в жилом доме, общественном

Рис. 376. Морфоло­гия объектов рус­ской деревянной и каменной архитек­туры

Рис. 377. Морфоло­гия архитектурных объектов, выражен­ная средствами гра­фики и макетиро-

Глава 21. Объемно-пространственная композиция как модель проектирования 197

 

или производственном здании и т.д.). В этом случае морфология та­кого объекта находится в опреде­ленной зависимости от внутренней функции, конструкции, простран­ственной организации интерьера здания. Морфология объемной мо­дели такого объекта может затраги­вать лишь внешние связи пласти­ческой структуры сооружения, а может раскрывать суть внутренних пространственных   связей

(рис. 377). Для примера посмотрим модели четырех вилл Ле Корбюзье, сделанные по мотивам его извест­ного рисунка с аксонометрически­ми изображениями зданий и схема­ми их планов. Рисунки Ле Кор­бюзье отражают лишь самые основ­ные признаки морфологической структуры, ибо пластические осо­бенности формы отображены в ак­сонометрических схемах, а общие

параметры внутреннего пространст­ва — в рисунках планов тех же вилл. Для более полного представ­ления о морфологических особенно­стях формы этих сооружений мож­но проделать следующий экспери­мент — оценить те же параметры на примерах объемных моделей (см. рис. 377).

Чтобы в большей мере сохра­нить стиль и целевую направлен­ность рисунков автора, была при­менена специальная гамма приемов макетирования: грани формы под­черкнуты широкой, живой черной линией, макеты и подмакетники выполнены из однотонной бумаги с рыхлой структурой и хорошо види­мой зернистой фактурой. Сопостав­ление деталей рисунка Ле Кор­бюзье с выполненными на их осно­ве объемными моделями заставляет сопоставить эффект от восприятия

232 Часть VI. Взаимосвязь объемно-пространственной композиции с проектированием

 

плоскостного графического изобра­жения с эффектом восприятия трехмерной объемной композиции.

Анализ объемных моделей, их сопоставление с деталями планов зданий (см. рис. 377) постепенно вскрывает причинные связи между строением внешней формы соору­жений и структурой ее внутреннего содержания. Так постепенно в про­цессе комплексного восприятия внешне очень простых графических изображений и несложных объем­ных моделей суммируется, выявля­ется, дополняется, качественно из­меняется представление о морфоло­гии каждого сооружения, взаимоза­висимости ее составляющих, взаи­мообусловленности их связей.

В тех случаях, когда внутрен­няя функция здания настолько ог­раничена, что интерьерное про­странство составляет ничтожную часть внутреннего объема здания, почти полностью заполненного мас­сой материала (как это наблюдает­ся в египетских пирамидах), любая объемная модель ОПК будет отра­

жать морфологию внешних пласти­ческих связей объекта, выявлять геометрические очертания его внешней формы.

Примером сопоставления объек­та аналогичного содержания и его объемной модели могут служить студенческие поисковые макеты, моделирующие внешнюю форму проектов мемориальных памятни­ков (рис. 378). В данном случае морфология объемной модели ОПК тождественна, или почти тождест­венна, морфологии ее архитектур­ного аналога. Изменение деталей, поиск пластического характера формы в макетировании позволяют представить морфологию проекти­руемого сооружения, точно отобра­зить образ, пластику его деталей в чертеже. В этом случае объем-

Рис. 378. Выраже­ние морфологии ар­хитектурных объ­ектов в студенче­ских проектах и моделях ОПК

Рис. 379. Схема поэ- ния творческого за-

Глава 21. Объемно-пространственная композиция как модель проектирования 197

197

 

нал модель ОПК служит инстру­ментом предвидения морфологиче­ских особенностей проектируемого сооружения.

Говоря об отражении морфоло­гических особенностей объемной модели, нельзя забывать о том, что пластика формы архитектурного объекта отражает его композицион­ную структуру и, следовательно, объемная модель ОПК выполняет две следующие функции:

отражает морфологические осо­бенности объекта;

отражает композиционную структуру пластического строя фор­мы объекта.

Контрольные вопросы

1.   Какие признаки отражают морфоло­гию объекта архитектурного или инженерно­го творчества, объекта живой природы?

Нарисуйте несколько объектов, морфо­логия которых имеет ясно видимое сходство.

2.   Какие связи заметны в отражении морфологических особенностей внешней g внутренней структуры архитектурного объ­екта?

Нарисуйте внешний вид, плав или раз­рез несложного архитектурного объекта. По-

старайтесь найти связи его внешних и внут­ренних морфологических особенностей, за­метные в сопоставлении этих изображений.

21.2. Специфика творческой ра­боты над ОПК. Понятие творчества связано с нестереотипностью, свое­образием решения любой проблемы и, следовательно, с неповторимо­стью ее выражения. Многое можно уяснить, анализируя результаты творческой деятельности, высказы­вания специалистов — архитекто­ров, дизайнеров, педагогов архи­тектурных школ. Возможны раз­личные формы поиска архитектур­ной идеи и способы формирования образа сооружения. Но в любом ■случае первичный образ проектиру­емого объекта формируется мыслен­но, складывается в фантазии авто­ра в виде зрительного представле­ния. Графическое изображение в этом случае играет роль катализа­тора. С его помощью зрительные образы, возникающие в изображе­нии, конкретизируются, наполня­ются содержанием, претерпевают изменения. Графическое изображе­ние оказывает обратное воздействие

234

Часть VI. Взаимосвязь объемно-пространственной композиции с проектированием

на образы памяти, дополняет их и снова трансформируется на бумаге. Происходит последовательное каче­ственное изменение образа будуще­го проекта.

Процесс макетирования, услов­ность его приемов влияют на пла­стические параметры формы, гео- метризуют ее, сообщают ей особую скульптурную выразительность. Макетирование, так же как и гра­фика, дисциплинирует мышление, придает своеобразный характер об­разам памяти. Для макетирования специфичен свой особый образный язык изобразительных приемов. Чтобы овладеть гаммой средств ма­кетирования необходима не только длительная практика, но и разви­тое умение точного выбора наибо­лее .эффективных приемов и рацио­нальных и выразительных методов изготовления макета.

Совершенствование любого твор­ческого замысла, в зависимости от того, формируется ли он в мыслен­ной фантазии архитектора, в про­цессе графики или макетирования, имеет определенное поэтапное раз­витие. Последовательность работы над объемной моделью можно пред­ставить в виде схемы, приведенной на рис. 379.

Наиболее качественные макеты получаются тогда, когда объемная модель изготовляется из цельной выкройки с минимально возмож­ным количеством дополнительных деталей. Красота кроя в этом слу­чае прямо влияет на красоту ц ус­ловность сложенной из этой вы­кройки объемной модели.

Обозначение основных этапов работы в объемном моделировании необходимо для избежания серьез­ных ошибок в освоении курса объ­

емно-пространственной компози­ции. Нельзя жестко регламентиро­вать процесс исполнения объемной модели только с использованием графического эскизирования или, наоборот, — исключительно с эс­кизными пробами в пластилине или пенопласте, ибо это не допу­скает необходимой свободы в выбо­ре средств исполнения задачи.

Необходимо также помнить, что в процессе приобретения личного опыта вырабатываются гибкие, многовариантные формы творче­ской работы. В одних случаях ис­пользуются методы графических проб-эскизов, в других случаях применяются исключительно мето­ды поиска средствами объемного .моделирования и, наконец, в треть­ем случае прибегают к методу одно­временного использования графики и макетирования.

Контрольные вопросы

Какие формы и способы работы над объ­емной моделью Вы считаете самыми удобны­ми и целесообразными? Попробуйте сделать три небольшие, сравнимые по сложности мо­дели из бумаги следующими тремя способа-

выполните серию графических эскизов и, выбрав самый удачный из вариантов, из­готовьте на его основе чистовой макет из бу­маги или картона;

выполните эскизы объемной модели из пластилина или пенопласта и затем с учетом

из бумаги или картона;

выполните эскизы объемной модели из бумаги, уточните результаты эскизирования в графике и затем с учетом сделанных эскиз­ных проб изготовьте чистовой макет из бума-

Сравните результаты проделанной рабо­ты и постарайтесь определить самый удоб­ный для Вас способ разработки объемной мо-

Глава 22. Методологическая связь проектирования с курсом композиции    235

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}