ГЛАВА 13. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ГЛАВА 13. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

13.1. Виды композиции пространства в архитектуре. Компо­зиции архитектурного пространства по принципу их организации мож­но разделить на два вида:

пространства, организованные вокруг одного или группы архитек­турных элементов;

пространства ограниченные эле­ментами по периметру.

Первый вид композиции архи­тектурного пространства назовем неограниченным пространством,

так как этот вид организованного пространства не имеет четких мате­риальных границ (рис. 196), второй вид — ограниченным пространст­вом, так как это архитектурное пространство имеет определенные, материально выраженные ограни­чения (рис. 197).

Например, Объем церкви Возне­сения в Коломенском организует пространство вокруг себя. Это про­странство выделилось из общей сре­ды и отличается от нее своей ком­

Глава 13. Пространственная композиция 143

image225

позиционной организованностью относительно данного архитектур­ного объема. Хотя здесь нет мате­риально выраженной границы меж­ду организованным пространством и окружающей средой, зритель мо­жет реально представить сферу ор­ганизованного пространства. Ощу­щение организованности простран­ства в такой композиции возраста­ет в направлении к архитектурно­му объему и уменьшается по мере удаления от него, поскольку по ме­ре приближения к центру в этой сфере происходит активизация вза­имоотношений между объемом и пространством (рис. 198). Подо­бным образом пространство органи­зуется вокруг церкви Успения в Кондопоге (рис. 199), монастыря Сен Мишель (рис. 200), пирамид Хеопса (см. рис. 52) и др. В двух последних примерах пространство организуется не одним, а несколь­кими архитектурными элементами, расположенными в ритмическом порядке. В Сен Мишель архитек­турные элементы образуют единую объемную композицию, вокруг ко­торой организуется пространство, а пирамиды Хеопса составляют рит­мический ряд архитектурных эле­ментов, являющихся ядром этого вида композиции пространства.

Принципиально другим видом композиционной организации яв­ляется пространство площади Воге­зов в Париже (рис. 201) или вести­бюль Адмиралтейства в Санкт-Пе­тербурге (рис. 202). В этом ряду ар­хитектурное пространство имеет четкие материальные границы. Они определяются архитектурными эле­ментами, ограничивающими про­странство по периметру.

13.2. Неограниченное архитек­турное пространство. В организа­ции неограниченного архитектур­ного пространства участвуют: ос­новной (главный) архитектурный объем или группа объемов, вокруг которых организуется пространство и поверхность основания, на кото­

рой находится пространственная композиция.

Положение основного элемента в неограниченном пространстве оп­ределяется по отношению к осям координат, относительно которых

Рис. 196. Схема. Не­ограниченное про­странство

Рис. 197. Схема. Ог­раниченное про­странство

 

он может занимать основную или промежуточную по значимости по­зицию, т.е. быть в вертикальном, горизонтальном или наклонном по­ложении.

Для поверхности основания в неограниченном пространстве ха­рактерным является ее форма и по­ложение в пространстве. Наиболее распространенная форма поверхно­сти основания — условно плоская (горизонтальная) и условно выпук­лая (сложная). Условно плоскую поверхность основания можно ви­деть в таких примерах, как компо­зиционно организованное простран­ство вокруг церкви Успения в Кон- допоге (см. рис. 199) или церкви Покрова на Нерли (рис. 203). Ус­ловно выпуклую поверхность — в таких примерах, как Сен Мишель и др. (см. рис. 200). Поскольку ха­рактер поверхности основания и приемы ее решения в неограничен­ном и ограниченном пространстве аналогичны, то эти вопросы будут разбираться в соответствующих разделах изучения ограниченного пространства.

Как было отмечено, ощущени организованности неограниченног пространства увеличивается по на правлению к основному архитек турному объему (объемам). Поэтом динамика, напряженность компс зиционной сферы зависит прежд всего от активности решения архк тектурного элемента и взаимодейс! вия его с поверхностью основания Главный композиционный элемен несет в себе одновременно функци; центра и доминанты пространст венной композиции, так как явля ется, по существу, единственной ве щественной основой для этого вид организации архитектурной фор мы. Актуальность композиционнс го решения основного архитектур ного элемента зависит от его фор мы, величины, массивности, поле жения в пространстве, пластическс го выявления. Естественно, что о всех перечисленных факторов

Рис. 198. Церковь Вознесения в Коло-

Рис. 199. Церковь Успения в Кондо-

Глава 13. Пространственная композиция 145

image227image229

значительной степени зависит вза­имодействие основного архитектур­ного элемента с окружающим его пространством, выразительность всего композиционного построения. Примерами могут служить ажур­ная форма Эйфелевой башни в Па­риже (рис. 204) или объем церкви в Кондопоге (см. рис. 199). Разви­тость по вертикали этих элементов создает динамику не только в них самих, но и влияет на восприятие окружающих пространств. В проти­воположность этим примерам объем церкви Покрова на Нерли прибли­жается к кубической форме. В нем нет резко выраженного развития в каком-либо направлении. Соответ­ственно объему и характер неогра­ниченного пространства в этом слу­чае более спокойный, величествен­ный. На примере Андреевской цер­кви в Киеве (рис. 205) видно, на­сколько крупная пластика объемов и сложный силуэт активизируют композиционные взаимодействия объема и пространства, придают динамику всей композиционной ор­ганизации.

Поверхность основания в неог­раниченном пространстве является важнейшим элементом этого вида композиции. В зависимости от ха­рактера поверхности и взаимодей­ствия с основным элементом она может определять характер про­странственной композиции. При плоской горизонтальной поверхно­сти основания наиболее распростра­ненные решения основных элемен­тов лежат в пределах, заключен­ных между решением, когда эле­мент развит по вертикали и проти­вопоставляется горизонтальной по­верхности основания (церковь Успе­ния в Кондопоге), и другим случа­ем — когда элемент приближается к разноразмерной форме (церковь Покрова на Нерли). Превалирова­ние глубинной или фронтальной координаты в основном организую­щем элементе не способствует ком­позиционному решению неограни-

 

140      Часть III. Основные виды композиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 13. Пространственная композиция 141

ченного пространства, так как в этом случае элемент приобретает горизонтальный характер> что де­лает его инертным на горизонталь­ной плоскости. При сложной (ус­ловно выпуклой) поверхности осно­вания архитектурный элемент (эле­

менты) может подхватить и про­должить общее движение, создан­ное природным основанием. Напри­мер, в замке Сен Мишель все эле­менты композиции — поверхность основания, архитектурные объе­мы — находятся в едином движе­нии вверх, начало которому дает рельеф местности (см. рис. 200).

Итак, характер неограниченно­го архитектурного пространства за­висит от особенностей основного композиционного элемента, харак­тера поверхности основания и взаи-

Рис. 202. Адмирал­тейство в Санкт- Петербурге. Вести­бюль. Архит. А. За-

Рис. 200. Мона­стырь Сен Ми

Рис. 201. Площадь Вогезов в Париже

148 Часть III. Основные виды композиции

модеиствия этих элементов компо­зиции.

Приемы построения и выявле­ния неограниченного пространства используют основные свойства объ­емно-пространственных форм и аналогичны приемам организации композиционных элементов в огра­ниченном архитектурном простран­стве.

13.3. Ограниченное архитектур­ное пространство. В композиции ог­раниченного архитектурного про­странства. участвуют:

поверхность основания; элементы, ограничивающие пространство по периметру;

поверхность перекрытия (в ин­терьерах).

Архитектурные пространства этого вида классифицируются меж­ду собой по признакам, которые являются наиболее существенными и общими для пространств этого вида, с другой стороны, они позво­

ляют разделять отдельные компо­зиционные решения на группы в зависимости от параметров этих признаков.

Такими признаками являются: величина, соотношение координат, ф<?рма плана, степень замкнутости. Соотношение пространств между собой по величине не требует спе­циальных пояснений (большое про­странство — меньшее пространст­во). Соотношение координат харак­теризует общие пропорции про­странства по трем измерениям. Го­ризонтальное сечение (план) дает основное представление о форме пространства. Степень замкнутости характеризует связь ограниченного

Рис. 203. Церковь Покрова на Нерли

Рис. 204. Эйфелева башня в Париже

Рис. 205. Андреев­ская церковь в Кие­ве. Архитекторы В. Растрелли, И. Мичурин

Глава 13. Пространственная композиция 149

пространства с окружающей сре­дой.

Эти наиболее существенные признаки, по которым можно рас­сматривать ограниченное простран­ство, в методических целях явля­ются необходимыми и достаточны­ми для характеристики, так как они присущи всем группам ограни­ченных пространств и дают полное представление об их пропорциях, форме и плотности ограничения.

Соотношение координат. Про­странственная композиция в архи­тектуре, как правило, предполагает восприятие ее зрителем в движе­нии. С различных точек зрения композиция пространства воспри­нимается по-разному. Так, с одной точки зритель может воспринимать всю глубину пространства, с дру­гой — только плоскость элемента, ограничивающего это пространство. Чтобы классифицировать ограни­ченное пространство по соотноше­нию координат, необходимо его оценивать с наиболее характерной точки восприятия, откуда зритель наиболее ясно воспринимает общий замысел построения композиции и общие пропорции пространства.

По пропорциям ограниченные пространства делятся на следующие основные группы: равноразмерные (рис. 206), глубинные (рис. 207), фронтальные (рис. 208), вертикаль­ные (рис. 209).

Пространство двора палаццо Фарнезе (рис. 210) имеет квадрат­ный план и примерно равную сто­роне квадрата высоту. Интерьер храма Ники Аптерос в Афинском Акрополе тоже представляет собой пространство, приближающееся к кубическому, т.е. равновеликое по трем измерениям.

Улица Зодчего Росси в Петер­бурге (см. рис. 158) соединяет Теат­ральную площадь (ныне площадь Островского) и площадь Чернышев­ского. Пространство это характерно тем, что оно при равной величине высоты ограничивающих его кор-

150 Часть III. Основные виды композиции

пусов и ширины улицы имеет ос­новное развитие в глубину. Воспри­ятие его направлено по глубинной координате. Подобных примеров в архитектуре немало. К ним отно­сятся такие выдающиеся построй­ки, как улица Уффици во Фло­ренции.

Фронтальное пространство име­ет основное развитие по фронту. Глубинная и вертикальная коорди­наты в ней имеют подчиненное значение и могут быть близки по величине или равны между собой, но глубинная координата не долж­на быть слишком малой, так как в

этом случае может исчезнуть про­странство. Восприятие зрителя во фронтальном пространстве будет направлено перпендикулярно раз­витой координате или будет прохо­

Глава 13. Пространственная композиция 151

дить вдоль фронта. Примером фронтального пространства может быть открытое входное пространст­во Казанского собора (архит. А. Во- ронихин). Здесь пространство раз­вивается по фронту — наибольшей своей координате. Две другие коор­динаты — в данном случае верти­кальная и глубинная — имеют под­чиненное значение (рис. 211). По­добных примеров в архитектуре можно найти довольно много, в ча­стности площадь Навона в Риме (рис. 212).

По контрасту с предыдущими примерами пространство, ограни­ченное группой небоскребов с адми­нистративным зданием в Нью-Йор­ке (рис. 213), или пространство ин­терьера музея Гугенхейма архит. Райта (рис. 214) имеют наибольшее развитие по вертикали. При этом горизонтальные координаты нахо­дятся в контрастном соотношении с вертикальной. Пространства такого

типа могут восприниматься зрите­лем не только с поверхности осно­вания, но и, как часто бывает в со­временной архитектуре, при движе­нии снизу вверх и сверху вниз. Та­кие пространства называются вер­тикальными.

Форма плана. Расположение в плане элементов, ограничивающих пространство, является одним из важных факторов, характеризую­щих пространственную организа­цию. План дает главную характе­ристику формы пространства. Фор­мы планов архитектурного про­странства делятся на две группы: простую геометрическую и слож­ную геометрическую.

Планы площади Аннунциаты во Флоренции, площади Дофинов в Париже, Капитолия и Пантеона в Риме (рис. 215—218) и другие объе­диняет простая геометрическая форма: квадрат, треугольник, тра­пеция, круг и т.д.

146      Часть III. Основные виды композиции

Глава 13. Пространственная композиция 153

Группа планов сложной геомет­рической конфигурации разделяет­ся н£» лланы сложной симметриче­ской формы и асимметричной. Примером ограниченного простран­ства, имеющего план сложной сим­метричной формы, может служить пространство зрительного зала те­атра Н. Паганини в Парме (рис. 219). Его сложные криволи­нейные очертания симметричны от­носительно продольной горизон­тальной оси. Подобным же образом строится в плане пространства пло­щади Дель Пополо в Риме (рис. 220) или церкви Знамени в Дубровицах (рис. 221) и др.

В других планах этой группы форму определяет асимметрия. Сю­

да можно отнести площадь Синьо­рии во Флоренции (рис. 222), пло­щадь Дель Санто в Падуе (рис. 223).

Из современной архитектуры интересны примеры свободных, асимметричных планов, таких, как художественные мастерские в Перу архит. А. Альвареса (рис. 224), дивидуальный жилой дом в Сканд рии архит. П.Портогези (рис. 225).

Степень замкнутости. По сте­пени замкнутости ограниченные пространства делятся на экстерьер- ные и интерьерные; эти простран ства различаются наличием пере крытия в интерьерах и его отсутст вием в экстерьерах.

Степень замкнутости экстерьер ных пространств определяется ве­личиной, массивностью элементов, ограничивающих пространство, ин­тервалами между ними. Чем более массивны элементы, чем плотнее друг к другу они расположены, тем более они замыкают пространство, отделяя его от соседних про­странств и окружающей среды

Рис. 211. Казанский собор в Санкт-Пе­тербурге. Архит. А. Воронихин

Рис. 212. Площадь Навона в Риме

Рис. 213. Группа не­боскребов в Нью- Йорке

Рис. 214. Внутрен­нее пространство в музее Гугенхейма в Нью-Йорке. Архит. Ф.Л. Райт

154

Часть III. Основные виды композиции

Рис. 215. Площадь Аннунциаты во Флоренции. Архит. Ф. Брунелески

Рис. 216. Площадь Дофинов в Париже

Рис. 217. Площадь Капитолия в Риме. Архит. Микеланд- жело Б.

Рис. 218. Пантеон б

(рис. 226). Примером замкнутого архитектурного пространства мо­жет служить площадь Дель-Кампо в Сиене (рис. 227). Здесь массивные элементы плотно окружили про­странство площади по всему пери­метру, замыкая его "в себе".

В противоположность названно­му пространство Стрелки Васильев­ского острова в Санкт-Петербурге (рис. 228) можно назвать откры­тым. Оно лишь условно ограничено зданием Биржи и двумя Ростраль­ными кэлоннами. Интервалы меж­ду этими архитектурными элемен­тами превалируют над величиной и массой, создавая возможность сво­бодного перехода пространства в окружающую среду города (рис. 229).

Степень замкнутости интерьер- ных пространств зависит от соотно­шения массы элементов, его огра­ничивающих, и величины проемов. Замкнутость интерьера капеллы Роншан (рис. 230) достигается огра­ничением его по всему периметру массивными стенами с небольшими

Глава 13. Пространственная композиция 155

„„„„„ п поемами. Интерьеры щим пространством, остекление

световыми щюемам*. и v v условно ограничивает интерь-

3Т&™тикут(рисД2??)Гкры ерное пространство. Выделенные

"ы и активно свя^ы с окружаю- свойства являются в совокупности

156 Часть III. Основные виды композиции

приводит к переходу от одного со­стояния пространственной характе­ристики к другому.

13.4. Построение и выявление ограниченного архитектурного про­странства

а) Композиционные оси. В основе композиции ограниченного архи­тектурного пространства лежит творческий замысел архитектора, если, конечно, пространство не воз­никло стихийно. В композиции может быть использован принцип симметрии и асимметрии.

Основу симметричного построе­ния ограниченного архитектурного пространства составляет ось сим­метрии. Она является главным на­правлением развития композиции, основой, организующей последова­тельность движения и восприятия

необходимыми и достаточными ха­рактеристиками обобщенной моде­ли пространственной композиции, так как дают представление о про­порциях, форме и плотности огра­ничения пространства. Изменение параметров указанных свойств

Рис. 219. Театр Н. Паганини в Пар­ме. Архит. П. Пор-

Рис. 220. Площадь дель Пополо в Риме

Рис. 221. Церковь Знамения в Дубро-

Рис. 222. Площадь Синьории во Фчорен-

Рис. 223. Площадь дель Санто в Падуе Рис. 224. Художе­ственные мастер­ские в Перу. Архит. К. Альварес Рис. 225. Жилой дом П. Портогези

Глава 13. Пространственная композиция 157

В основе асимметричного по­строения композиции ограниченно­го архитектурного пространства ле­жит ось равновесия. В композиции этого типа она не зафиксирована жестко, так как ее положение опре­

зрителя. Примером строгой симмет­ричной композиции могут быть пространства площади Капитолия в Риме (см. рис. 217) или клуба им. Русакова в Москве архит. К. Мельникова (рис. 232).

158 Часть III. Основные виды композиции

деляется позицией наблюдателя и размещением видимых элементов и окружающего их пространства. Примером асимметричного построе­ния композиции может быть про­странство Афинского Акрополя. Здесь целостность и гармоничность достигается на основе динамическо­го равновесия масс элементов, орга­

низующих асимметричное про­странство и воспринимаемых зрите­лем с разных сторон (рис. 233).

Очертание осей в пространствен­ной композиции может быть раз­личным. Так, в композиционном построении площади Капитолия в Риме композиционная ось имеет прямолинейное        очертание

Рис. 226. Схема. Замкнутое про­странство

Рис. 227. Площадь День Кампо в Сиене

Рис. 228. Стрелка Васильевского ост­

рова в Санкт-Пе­тербурге. Архит. Т. де Томон

Рис. 229. Схема. Открытое про­странство

Глава 13. Пространственная композиция 153

(рис. 217). В Ассигнационном банке в Санкт-Петербурге (рис. 234) ком­позиционная ось пространства, от­носительно которой располагаются все помещения, имеет криволиней­ное очертание. В египетском храме Луксор (рис. 235) основная компо­зиционная ось представляет собой ломаную линию.

В архитектуре довольно часто встречаются пространственные по­строения, имеющие несколько ком­позиционных осей. В этом случае направление осей и значение их в композиции может быть различ­ным. В пространстве города Пирей (рис. 236) композиционные оси идут параллельно. Параллельное направление осей не делает их рав­нозначными. Центральная ось, как правило, является главной.

Композиционные оси могут пе­ресекаться между собой. Компози­ция площади Согласия в Париже, Цвингера в Дрездене (рис. 237, 238)

имеют пересечение двух осей сим­метрии в плане под прямым углом. При этом в Цвингере ось, перпен­дикулярная основному направле­нию движения, подчеркнула об­

160 Часть III. Основные виды композиции

щую симметричность композиции, создав четырехкратное повторение элементов в плане. В площади Со­гласия ось, перпендикулярная главной композиционной оси Ели- сейских полей, усиливает динами­ку общего композиционного постро­ения, так как на этой оси стро­ится пространство улицы Руаяль с завершающим объемом церкви Мадлен.

Композиционные оси могут ид­ти в разных направлениях, исходя из одной точки или пересекаясь с ней.

Лучевое построение композиции пространства лежит в основе градо­строительной системы Санкт-Петер­бурга, Версаля (рис. 239, 240), в интерьере клуба Русакова в Москве (см. рис. 232).

Глава 13. Пространственная композиция 161

Примером многоосевого построе­ния пространственной композиции может служить площадь Звезды (Де Голля) в Париже (рис. 241). Композиционные оси улиц, выхо­дящих на площадь, пересекаются в ее центре — Триумфальной арке. Пространство построено на строгой симметрии зтих осей. При этом не все оси равнозначны в данной ком­позиции. Ось Елисейских полей яв­ляется главной, все остальные — подчиненные. Это подчеркнуто раз­мером основной улицы и распо­ложением фасадов Триумфальной арки.

Композиционные оси могут про­ходить не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Например, сложное пространство собора Св. Петра в Риме имеет не­сколько композиционных осей.

Главная ось, относительно которой строится все пространство собора, пересекается не только осью попе­речного трансепта в горизонталь­ной плоскости, но и осью верти­кального объема, которой заверша­ется куполом. В экстерьерном про­странстве подобное пересечение вер­тикальной и горизонтальной осей можно видеть в композиции про­странства ратуши в Торонто (рис. 242). Здесь так же, как и в предыдущем примере, главная ось композиции, относительно которой построено пространство, пересекает­ся с вертикальной осью пространст­ва, ограниченного основными ад­министративными зданиями.

Итак, композиционные оси, их расположение, характер очертания и т.д. составляет основу (костяк) архитектурного пространства. Мес­то пересечения осей является важ­нейшим пунктом пространственной композиции, так как здесь сосредо­точивается несколько направлений композиционного развития. Компо­

Рис. 231. Загород­ный дом Джонсона (шт. Коннекти­кут)

Рис. 230. Интерьер Капеллы Роншан. Архит. Ле Корбюзье

156      Часть III. Основные виды композиции

зиционные оси и место их пересече­ния во многом определяют располо­жение композиционного центра и доминанты.

б) Композиционные центры и до­минанты. Единство и целостность пространственной композиции ос­нованы на гармонии и соподчине­

нии элементов. Композиционное построение ограниченного про­странства развивается подчинением второстепенных элементов основно­му архитектурному объему и глав­ному композиционному элементу. Таким элементом может быть ком­позиционный центр1 или доминан­та2. Между собой центр и доминан­та могут быть совмещены и выра­жены одним элементом, выражены различными самостоятельными эле­ментами, материально не выраже­ны или отсутствуют вовсе.

Рассмотрим несколько приме­ров, характеризующих наиболее типичные расположения компози­ционного центра и доминанты.

1 Композиционный центр (от латинского centrum — жало, средоточение) — главное место (точка, фокус) композиционнрго по­строения, относительно которого пространст­венная композиция статично или динамично

^Доминанта (от латинского — dominantis) — господствующий, основной элемент пространственной композиции.

Рис. 232. Клуб им. Русакова в Мое•

К. Мельников Рис. 233. Афинский Акрополь

Рис. 234. Ассигнаци­онный банк в

Санкт-Петербурге (план). Архит. Д. Кварнеги

Рис. 235. Храм в Луксоре. Египет

Рис. 236. Пирей

Глава 13. Пространственная композиция 157

ность композиционного построения подчеркнута четырехкратным по­вторением (относительно осей сим­метрии) всех основных элементов, ограничивающих пространство. Главенствующий элемент данной пространственной композиции — собор. Это выражается в компози­ционном решении объема, контр­астирующего по своей форме, вели­чине, массе с окружающими соору­жениями, и в расположении его в пространстве. Собор находится в центре, на пересечении основных композиционных осей и организует всю пространственную композицию вокруг себя. Таким образом, компо­зиционный центр и композицион­ная доминанта, расположенные по замыслу архитектора в центре про­странства выражены в простран­ственной композиции одним эле­ментом.

Другой пример: пространство площади Св. Петра в Риме органи­зовано Собором, колоннадой, Еги­петским обелиском и другими вто­ростепенными          элементами

Смольный монастырь в Санкт-Пе­тербурге (рис. 243) — сложный про­странственный ансамбль, имеющий основные взаимно перпендикуляр­ные оси симметрии. Симметрич­

(рис. 244). Конфигурация простран­ства имеет сложную симметричную форму. Основная композиционная ось идет от главного входа на пло­щадь к собору и пересекается под прямым углом с другой осью, явля­ющейся большей осью симметрии овальной части плана. Композици­онной доминантой в этом простран­стве является, безусловно, собор Св. Петра. Идейно-смысловое, худо­жественное значение, форма, вели­чина, положение на основной ком­позиционной оси делают его основ­ным композиционным элементом пространства. В отличие от пред­ыдущего примера, где доминанта занимала центральное положение, собор Св. Петра расположен в глу­бине. Такое размещение доминанты

Глава 13. Пространственная композиция 165

Рис. 240. План Вер-

Рис. 241. Площадь Де Голля в Париже (план)

Рис. 242. Ратуша в Торонто. Архит. В. Ревелл

Рис. 237. Площадь Согласия в Париже

Рис. 238. Цвингер в Дрездене (план)

Рис. 239. План Санкт-Петербурга

166 Часть III. Основные виды композиции

HQ только не уменьшило ее роль, а наоборот, подчеркнуло значитель­ность собора, создало динамику в развитии композиции. В то же вре­мя композиционный центр про­странства не переместился вместе с доминантой вглубь, он остался по­средине, в месте пересечения про­дольной и поперечной осей. Эта ус-

Рис. 243. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Архит. В.Растрелли

Рис. 244. Площадь Св. Петра в Риме

Рис. 245. Разрез храма в Карнаке. Египет

Рис. 246. Разрез храма Софии Киев■

Глава 13. Пространственная композиция 167

ловная точка, являясь композици­онным узлом, организует и ограни­ченное пространство, и все компо­зиционные элементы вокруг себя. Ее положение закреплено, зафикси­ровано и выражено архитектурной формой — Египетским обелиском. И хотя строгая форма этого элемен­та не может спорить со сложными формами собора и колоннады, с их величиной, пластичностью, значе­ние его в пространственной компо­зиции велико — он сосредоточивает вокруг себя пространство. Итак, данный пример показывает, что композиционная доминанта и центр могут быть выражены раз­личными элементами и, находясь на основной композиционной оси, могут иметь разное местоположе­ние, нести различные композици­онные функции в пространстве.

В асимметричных композициях доминанта и остальные элементы, ограничивающие пространство, со­здают сложное динамическое рав­новесие относительно композицион­ного центра. Например, площадь Дель Санто в Падуе представляет

собой асимметричную композицию, в которой доминирует собор Сан- Антонио (см. рис. 223). Ядром ком­позиции является новая статуя Гаттамелата, так как она организу­ет вокруг себя пространство площа­ди, собирает в ансамбль все элемен­ты окружающей застройки. Худо­жественное достоинство этой про­странственной организации заклю­чается в том, что в ней найдены такие соотношения масс и про­странства, определено такое место­положение доминанты и центра, при которых ансамбль существует как единое целое. Асимметрично расположены контрастные массы доминанты, центра и других эле­ментов воспринимаются зрителем в динамическом равновесии с различ­

168 Часть III. Основные виды композиции

ных точек площадки и прилегаю­щих улиц.

Расположение центров и доми­нанты в осевых композициях свя­зано с главными направлениями композиционного развития — осью симметрии или узловыми точками

пространственного построения: с пересечением осей, с изменением направления главного луча. В асимметричных композициях рас­положение этих основных компози­ционных элементов связано с созда­нием динамического равновесия в

Глава 13. Пространственная композиция

169

емно-пространственной формы, ве­личины, расположения в простран­стве композиционных элементов. (Поскольку эти приемы предлагают использование композиционных элементов в общих массах, в обоб­щенном виде, то вопрос использо­вания массивности элементов в данном разделе не исследуется).

Приемы построения, использую­щие свойства формы и возможно­сти их изменения заключаются в том, что при создании пространст­

венной композиции изменяется форма элемента, характер стерео­метрического очертания его формы меняется протяженность форм по трем координатам, получая в ре­зультате объемные или линейные формы элементов.

Прием построения, использую щий величину как свойство элемен­та и возможности ее изменения. Как уже говорилось, величина ар­хитектурного элемента может оце­ниваться по абсолютному размеру,

пространстве, воспринимаемого с различных точек.

Приемы построения компози­ции ограниченного архитектурного пространства основаны на исполь­зовании какого-либо свойства объ-

Рис. 249. Жилой район Дзординс Me

Рис. 250. Схема. По­ворот элементов

Рис. 251. Жилой район Вильнюса

Рис. 247. Схема. Расположение эле-

щих единый фронт

Рис. 248. Схема. Сдвижка элементов

170 Часть III. Основные виды композиции

по отношению форм между собой, по отношению к человеку.

Абсолютный размер архитек­турного элемента — его физическая величина, позволяющая сравнивать между собой элементы пространст­венных композиций.

Рис. 252. Схема. На-

Рис. 253. Античный театр

Рис. 254. Схема. Интервал между

верхностью осно-

Рис. 255. Префек- турный музей изящных искусств. Архит. АИосодзаки

Глава 13. Пространственная композиция

171

Отношение форм между собой в одной пространственной компози­ции позволяет зрителю, не прибе­гая к сравнению абсолютных раз­меров, оценить величину каждой формы по отношению к другим.

Отношение величин и компози­ционного элемента к человеку мо­жет характеризовать и абсолютный размер элемента, так как рост че­ловека может быть зрителем восп­ринят как относительный эталон измерения и масштабность архи­тектурного решения.

Изменение величины элементов влияет прежде всего на общие про­порции пространства. Например, при одной и той же площади осно­вания ограниченного пространства можно получить композицию, раз­

витую вверх или по горизонтали, и т.д. Величина элементов, ограничи­вающих пространство, влияет на характер композиции. Зеркальное расположение элементов одинако­вой величины относительно глав­

ной композиционной оси делает ар­хитектурное пространство симмет­ричным. Например, площадь Ан- нунциаты      во        Флоренции

(см. рис. 215), Капитолий и пло­щадь Св. Петра и т.д.

172 Часть III. Основные виды композиции

Рис. 256. Схема. Го­ризонтальное распо­ложение перекры­тия и поверхности

Рис. .257. Галерея в Онтарио. Архит. А Паркин

Рис. 258. Схема. На­клонное расположе­ние поверхности ос-

крытия

Рис. 259. Площадь Испании в Риме

Рис. 260. Площадь дель Кампо в Сиене

Глава 13. Пространственная композиция 167

174

Часть III. Основные виды композиции

В ратуше в Торонто асиммет­ричность композиции вызвана раз- новеликостью ограничивающих элементов (см. рис. 242).

Изменение по величине элемен­тов, ограничивающих пространст­во, вызывает ощущение направле­ния движения в композиции. На примере храма Хонсу в Карнаке можно проследить развитие компо­зиции пространства (рис. 245). Ар­хитектура, отражаемая мировоззре­нию деспотии, создает атмосферу таинственности вокруг святилища. Н.И. Врунов отмечал, что в харак­тере этой композиции определяю­щими являются два основных

Глава 13. Пространственная композиция 169

принципа: сужение и затемнение пространства, воспринимаемые зри­телем постепенно по мере продви­жения его от входа в храм по на­правлению к святилищу1. "Суже­ние" пространства происходит за счет уменьшения величины элемен­тов: уменьшения площади основа­ния, высоты несущих конструкций, понижения перекрытия.

Противоположный характер по­строения композиции можно на­блюдать, например, в соборе Св. Со­фии в Киеве. Здесь за счет увеличе­ния элементов создается компози­ционное движение от небольших пространств входной части к высо­кому центральному объему (рис. 246).

Таким образом, с помощью ис­пользования приема изменения ве­личины элементов при построении композиции ограниченного про­странства можно получить: различ­ные соотношения координат про­странственной композиции, сим­метричное, дисимметричное или асимметричное построение про­странства, различный характер построения пространственной ком­позиции — статичный или дина­мичный.

Приемы построения, использую­щие возможности различного поло­жения композиционного элемента в пространстве, включают: располо­жение элементов, ограничивающих пространство по периметру, распо­ложение поверхностей основания и перекрытия, расположение компо­зиционных элементов, расчленяю­щих пространство.

Приемы расположения элемен­тов, ограничивающих пространство по периметру, могут образовать по периметру       единый        фронт

(см. рис. 247). Например, улица Зодчего Росси в Санкт-Петербурге (см. рис. 160), где фронтальные по-

Рис. 263. Музей Ку- райоси. Архит. Н. Секкей

Рис. 264. Плава­тельный бассейн. Архит. Н. Маил-

Рис. 261. Съема. Расположение повер­хности основания и перекрытия в не­скольких уровнях

Рис. 262. Площадь Сан-Франческо в Ас-

170      Часть III. Основные виды композиции

верхности ограничивающих объе­мов (плоскостей) читаются как еди­ные элементы композиции. Подо­бным образом ограничиваются про­странства площади Дель-Кампо в Сиене (см. рис. 227) и т.д. В этих примерах однотипные элементы, плотно прижатые друг к другу, со­здают единый фронт, монолитную поверхность, ограничивающую пе­риметр пространства, а каждый элемент композиции является его частью.

Элементы, ограничивающие пространство по периметру, могут

Рис. 265. Схема. Расчлененное про­странство

Рис. 266. Поселок в Северном Ванкувере. Архит. Вайт

Рис. 267. Простран­ство здания Верхов­ного суда. Архит. Окида

Рис. 268. Схема. Членение простран-

сложной конфигу­рации

Рис. 269. Схема. Преобладание про­странства над мае-

Глава 13. Пространственная композиция 177

быть сдвинуты относительно друг друга (рис. 248). Например, жилой район Дзардинс Мериги, Канада (архит. Ж. Рой) (рис. 249). Здесь при смещении в плане одних эле­ментов относительно других, сохра­няется взаимноперпендикулярное расположение плоскостей объемов.

Элементы, ограничивающие пространство, могут быть поверну­ты по отношению друг к другу (рис. 250), как это можно увидеть в новых жилых районах Вильнюса (рис. 251).

В архитектуре встречаются при­меры, где пространство ограничено элементами, имеющими наклон (рис. 252). Например, зрительные места античных театров (рис. 253) представляют собой наклонную по­верхность, ограничивающую про­странство.

В предыдущих примерах эле­менты, ограничивающие простран­

ство, примыкали друг к другу, од­нако они могут находиться и на расстоянии друг от друга.

Объекты архитектурных соору­жений (элементов), ограничиваю­щих пространство, могут непосред­ственно ие соприкасаться с плоско­стью основания, а иметь интервалы между элементами и поверхностью основания (рис. 254), как это пока­зано на примерах Префектурного музея изящных искусств (рис. 255). При включении интервала между элементами композиции, создаются условия более активной связи огра­ниченного пространства и окружа­ющей среды.

Приемы расположения поверхно­сти основания и перекрытия. При построении композиции архитек­турного пространства возможно ис­пользование приемов расположения поверхностей основания и перекры­тия (в интерьерах).

Наиболее распространенными является горизонтальное положение поверхности основания (рис. 256), как это показано, в частности, на примерах пространственного реше­ния галлереи Онтарио (рис. 257). Горизонтальное положение поверх­ности основания в организованном пространстве связано прежде всего с удобствами действия и передви­жения человека на ней.

В практике архитектуры можно встретить примеры, когда поверх­ность основания имеет наклонное положение (рис. 258). Примером служат пространство площади Ис­пании в Риме, где поверхностью ос­нования является лестница (рис. 259), площадь Дель-Кампо в Сиене (рис. 260), в которой поверх­ность основания имеет воронкооб­разную форму.

Среди произведений архитекту­ры существуют примеры с более сложной поверхностью основания, в частности основания, расположен­ные в нескольких уровнях, как это показано на примере, площади Сан Франческо в Ассизи (рис. 261, 262).

Поверхность перекрытия в ин- терьерных архитектурных про­странствах может быть: горизон­тальной, как в примере пространст­ва галлереи искусств в Онтарио, Наклонной —Муниципальный му­зей Курайоси (рис. 263), состоять из нескольких плоскостей, разме­щенных в разных уровнях, напри­мер, в плавательном бассейне (рис. 264).

Приемы членения пространства. С расположением элементов в про­

странстве и их формой связана его относительная целостность или рас­члененность.

Архитектурное пространство мо­жет быть единым (нерасчлененным) и воспринимается зрителем цели­ком. Чаще всего это композиции простой геометрической формы плана и несложной формы ограни­чивающих объемов.

Ограниченное архитектурное пространство может быть расчле­ненным, если его план или разрез

Рис. 270. Дворцовая площадь в Санкт- Петербурге

Рис. 271. Схема. Преобладание массы элементов над про­странством

Рис. 272. Крепость Астура

Рис. 273. Гипо- стильный зал хра­ма Амона в Карнаке

Глава 13. Пространственная композиция

179

имеют сложную конфигурацию, т.е. за счет положения в пространстве ограничивающих           . элементов

(рис. 265). Примером расчлененного пространства является поселок в Северном Ванкувере (рис. 266), где жилые дома, имеющие в плане сложную конфигурацию, расчленя­ют пространство. Или пространство здания Верховного суда (рис. 267), в котором элементы расположены так, что членят пространство в вер­тикальном направлении.

Расчлененность пространства может быть достигнута использова­нием элементов сложной конфигу­рации (рис. 268). При подобном по­строении пространство, заключен­ное внутри самих элементов, стано­вится неотъемлемой частью общего организованного пространства, ко­торое ограничивают эти элементы.

Ограниченное архитектурное пространство может быть расчлене­но элементами, расположенными внутри него. Пример такого члене­ния пространства — площадь Ка­

питолия в Риме, которую зритель­но расчленяет конная статуя Марка Аврелия (см. рис. 217).

При введении в пространствен­ную композицию членящих эле­

180 Часть III. Основные виды композиции

ментов возникает взаимосвязь и взаимозависимость ограниченного пространства и массы элементов, введенных в него. Примеры из практики архитектуры показыва­ют, что соотношение массы введен­ных элементов и ограниченного пространства лежат в пределах, когда: пространство превалирует над массой членящих его элементов (рис. 269, например, пространство в композиции ц Дворцовой площади главенствует над массой Александ­рийской колонны (рис. 270); масса членящих (введенных) элементов превалирует над пространством (рис. 271), как это видно, напри­мер, в Крепости Астура (рис. 272), в гипостильном зале храма Аммона в Карнаке, где большое место мас­сивных элементов вытесняет про­странство (рис. 273).

Следовательно, расчлененность пространства зависит от расположе­ния и формы элементов, ограничи­вающих пространство, и от нали­чия членящих элементов.

Используя приемы построения пространственной композиции, в которых изменения формы и вели­чины элементов неразрывно связа­

ны с их расположением в простран­стве, можно построить пространство симметричной или асимметричной формы, с различным соотношением координат и степенью замкнутости, создать основные направления ком­позиционного развития с помощью определенного расположения доми­нант, центров и других элементов, построить целостное или расчленен­ное пространство, получая вместе с этим определенные пластические решения.

Контрольные вопросы

1.   Приведите примеры глубинного, фронтального и вертикального построения пространственной композиции в произведе­ниях архитектуры.

2.   По каким параметрам можно создать контрастные соотношения в архитектурных пространствах?

3.   Назовите примеры городских площа­дей, где центр композиции и ее доминанта совмещены в одном элементе.

4.   Какие приемы расположения элемен­тов, ограничивающих пространство, исполь­зуются в композиции и какие качества вно­сит каждый из них в архитектурный ан­самбль?

5.   Какими формообразующими качества­ми обладают наклонные поверхности основа­ния и перекрытия?

Часть IV

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕМНО- ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}