Информация для...

ГЛАВА 19. МАКЕТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

не указано

ГЛАВА 19. МАКЕТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

Особенно наглядно прояв­ляются преимущества макетного моделирования перед графическим в процессе поиска уравновешенно­сти композиции.

В работе над композицией про­исходит постоянное зрительное со­отнесение одного элемента с дру­гим, происходит восприятие напря­женности, возникающей между элементами: "...восприятие напря­женности, внутренней напряженно­сти не есть дополнительный резуль­тат воображения или рассудка. Она такая же неотъемлемая часть объ­

екта как и размер и местоположе­ние" [4, с. 24].

"Ни один рациональный ме­тод..., не является более удобным, чем интуитивное чувство равнове­сия, которым обладает человече­ский глаз" [4, с. 32]. Визуальное равновесие при восприятии объем­но-пространственных форм — это такое расположение элементов ком­позиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении, и наоборот, "несбалан­сированная композиция выглядит случайной, временной, и, следова­

218 Часть V. Макетирование как творческий прием

 

тельно, необоснованной. Ее элемен­ты стремятся к изменению своего места и формы с тем, чтобы занять положение, лучше удовлетворяю­щее общей структуре" [4, с. 34].

Равновесие всегда определяется зрительной осью. Большое значе­ние осям в архитектуре придавал Ле Корбюзье, считая их началом порядка. "Представление об оси яв­ляется может быть первым прояв­лением человеческого сознания. Роль оси в архитектуре — органи­зация системы. Архитектура зиж­дется на осях" [28, с. 243]. Структу­ру равновесия архитектурной ком­позиции наглядно раскрывает уже описанный принцип симметрии.

Рис. 361. Схемы,

демонстрирующие

поиск равновесия

в процессе решения композиции

Глава 19. Макетирование как средство раскрытия композиции          219

Особенно наглядно понятие рав­новесия проявляется в упражнени­ях на построение видов компози­ции, где четко раскрывается отно­шение массы и пространства. Поло­жение оси равновесия меняется в зависимости от изменения массы элементов и их взаимного располо­жения по трем координатам.

Разберем на ряде примеров фронтальной композиции, как ме­няется положение оси равновесия.

Первая  позиция

(рис. 361, а). Два одинаковых, по­добных параллелепипеда, стоящих фронтом на одной линии, образуют симметричную и уравновешенную композицию — ось равновесия про­ходит через геометрический центр и совпадает с осью симметрии.

Вторая  позиция

(рис. 361, б). Один из элементов увеличен при сохранении взаимо­положения. Элементы становятся различными по силуэту и массе, они сопоставляются, сравниваются. Больший объем подчиняет мень­ший. Так как внимание переклю­чается на больший объем, ось рав­новесия сразу смещаются в его сто­рону. Композиция становится асим­метричной.

Чем больше разница между эле­ментами, тем активнее ось переме­щается от центра, в результате мо­жет произойти нарушение равнове­сия. Во фронтальной асимметрич­ной композиции обычно зрительное равновесие ее элементов определя­ется положением оси в пределах примерно средней трети поля ком­позиции. Если зрительное равнове­сие окажется нарушенным, т.е. ось равновесия окажется вне этой зо­ны, необходимо его восстановить, возвратив ось в требуемые пределы.

Т р е-т ья  позиция

(рис. 361, в). При этом же положе­нии элементов (на одной линии по фронту) и некотором увеличении толщины меньшего элемента при­веденная масса обоих элементов становится относительно равнове­

ликой — ось равновесия перемеща­ется к центру и композиция снова уравновешена.

Четвертая позиция (рис. 361, г). Если меньший парал­лелепипед из положения первой по­зиции выдвинуть вперед, он сразу занимает активное положение по отношению к большему. Ось равно­весия снова в центральной части композиции.

Пятая    позиция

(рис. 361, д). Меньший элемент на­ходится под углом к большему и одновременно выдвинут вперед.

В результате перемещёния эле­ментов и изменения их массы ось зрительного равновесия перемеща­ется то влево, то вправо, происхо­дит "колебание" оси равновесия.

Аналогично строится работа над объемной и глубинно-пространст­венной композициями.

В симметричной объемной ком­позиции ось зрительного равнове­сия совпадает с геометрической осью, проходящей вертикально че­рез центр. Увеличение массы одно­го из элементов приводит к переме­щению оси в его сторону и преобра­зованию ее в асимметричную ком­позицию, где ось равновесия прохо­дит в воображаемом центре и не совпадаете геометрической. В объ­емной композиции ось равновесия перемещается в любом направле­нии, а не только во фронтальной плоскости, как во фронтальной композиции. В общем случае ком­позиция будет казаться уравнове­шенной, когда проекции всех со­ставляющих ее элементов на гори­зонтальную плоскость (подмакет- ник) вписываются или почти впи­сываются в круг или в квадрат (рис. 362). Это означает, что усло­вие объемности соблюдено. Осмотр макета сверху и со всех сторон дает возможность проверить это условие уравновешенности.

В глубинно-пространственной композиции поиск равновесия про­исходит уже на всей организуемой

220 Часть V. Макетирование как творческий прием

 

территории.   Уравновешенность

композиции достигается поиском зрительной взаимосвязи элементов, расположенных слева и справа от­носительно оси (плоскости) равнове­сия, идущей вдоль главного луча зрения (рис. 363).

Необходимо оговориться, что описание работы над композицией из двух элементов дано не потому, что это простая в решении задача, а лишь из соображений большей доходчивости. Построить вырази­тельную и целостную композицию асимметричного характера из двух элементов довольно сложно — ось равновесия в этих композициях очень чутко реагирует на малейшее изменение их массы и положения в пространстве, поэтому в поиске ре­шения таких задач чувство рав­новесия должно быть особенно обо­стрено.

Архитектурная композиция вос­принимается в движении, и в зави-

симости от положения зрителя мо­жет изменяться характер равнове­сия: с одних позиций она может казаться уравновешенной, с дру­гих — менее уравновешенной или совсем неуравновешенной. Особенно это проявляется в работе над объем­ной композицией.

В процессе макетирования ком­позиции восприятие чутко реагиру­ет на малейшие изменения ее фор­мы и динамики осмотра, что спо­собствует развитию пространствен­ного мышления.

Контрольные вопросы

1.   Что такое визуальное равновесие?

2.   В каких случаях геометрическое рав­новесие совпадает с визуальным?

3.   Построить асимметричную компози­цию из двух элементов (разрушить равнове­сие и восстановить его).

Рис. 362. Положе­ние оси равновесия в асимметричной объемной компози­ции. Вид сбоку (а); вид сверху (б)

Рис. 363. Равновесие глубинно-простран­ственной компози-

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}

 

ГЛАВА 18. РОЛЬ МАКЕТИРОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

не указано

МАКЕТИРОВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРИЕМ И КАК СРЕДСТВО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ

ГЛАВА 18. РОЛЬ МАКЕТИРОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

Макет (модель)1 в архитек­туре — одно из средств выражения архитектурной мысли, способ пере­дачи информации об архитектур­ной форме; в отличие от чертежа — объемное изображение формы и ее элементов. Понятие "модель" и "макет" в архитектурной термино­логии часто употребляется в одина­ковом значении, однако необходи­мо пояснить их определившееся в последнее время смысловое разли­чие. Модель архитектурного соору­жения и архитектурный макет не одно и то же, их назначение и фор­ма выполнения различны.

Модель — натуралистическое законченное изображение в умень­шенном размере архитектурного со­оружения со всеми деталями, с имитацией цвета, материала (иног­да выполненное в материале проек­тируемого сооружения). Модель яв-

1Слово "Модель" (франц. modele) про­изошло от латинского слова "modulus". Его первоначальное значение было связано со строительным искусством. В дальнейшем его стали использовать в практике изобразитель­ного искусства. Во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца, прообраза или вещи, сходной в каком-то от­ношении с другой вещью. Это самое общее значение слова "модель", видимо, послужило основанием с развитием наук и их все боль­шей дифференциацией использовать его в ка­честве научного термина в наука» математи­ческих, естественных, технических, социаль­ных. В любом современном виде деятельно­сти этот термин имеет большое распростране­ние. Слово "макет" (франц. maguett) ис­пользуется помимо архитектуры в полигра­фическом деле, искусстве театра, кино.

ляется приложением к готовому проекту. Сюда же относится и мо­дель — макет. Выполняется со все­ми деталями, но в однородном ма­териале, внимание фиксируется только на композиции сооружения.

Макет — временное обобщен­ное представление в крупных мас­сах и относительно отвлеченных формах, несущие в себе (предпола­гающее) обобщенное функциональ­ное и конструктивное содержание, одно из средств достижения опти­мального ответа на поставленную задачу. Макет выполняется в одно­родном материале (как правило, в бумаге) и бывает двух видов: рабо­чий и выставочный.

Макетирование2 — творческий процесс поиска архитектурной ком­позиции. В работе над проектом (реальным или учебным) макет, преобразуясь в определенной после­довательности, является звеном про­цесса проектирования.

Макетирование в курсе ОПК преследует цели изучения в прак­тических упражнениях вопросов формообразования, развития объем­но-пространственного мышления, обучения технике макетирования.

2В работах, исследующих деятельность архитектора в широком аспекте, макетиро­вание как метод в процессе проектирования часто определяется как объемное, макетное моделирование в отличие от плоскостного, графического. В современной архитектурной

физическое и другие виды моделирования.

Глава 18. Роль макетирования в изучении пространственных форм  213

Уже говорилось, что в работе над композицией изучаются основ­ные понятия и принципы гармони­ческой организации формы: соотно­шения, пропорции, ритм, равнове­сие, и что упражнения по ОПК это отвлечение от ряда конкретных сторон содержания архитектуры, все средства гармонизации раскры­ваются в них на уровне понятий, т.е. обобщений, отвлеченных от ча­стных форм проявлений. Абстраги­рование от конкретного содержания дает лишь сравнительный анализ формы и все принципы рассматри­ваются в относительном значении [18]. Система понятий композиции построена по принципу сопоставле­ния: массивность — пространствен- ность, симметрия — асимметрия, динамика — статика, контраст — нюанс и т.д. и характеризуется из­менением свойств формы и положе­нием ее в пространстве. .

В упражнениях понятия и принципы формообразования рас­крываются не изолированно, а син­тезируются в процессе создания композиции в чувственно-образную форму. Они не могут быть разделе­ны, так как . обусловливают друг друга. Так, линия, поверхность, масса являются понятиями о пер­вичных свойствах формы и одно­временно материальной основой ее создания; первичные свойства фор­мы являются исходными для поня­тий более высокого порядка, таких, как соподчиненность, пропорции и т.п., которые в свою очередь слу­жат основой для таких эстетиче­ских качеств архитектуры как структурность, тектоничность, мас­штабность.

Архитектурная форма, ее свой­ства и средства достижения выра­зительности создают основу воспри­ятия^ в архитектуре форма являет­ся объектом . смысла для зрителя. Информационный код — сама фор­ма [27]. Макет, как предметный носитель образа, организует восп­риятие формы. Восприятие силуэта и восприятие массы различно: если

силуэт воспринимается в дух изме­рениях, то масса воспринимается в пространстве. Преимущество макет­ного метода перед графическим — в наглядности поиска композиции объемной формы, во взаимосвязи с пространственным ее положением.

Как уже говорилось, на соотно­шениях "дальше — ближе" постро­ены такие категории ОПК как фронтальность, объемность, про- странственность, которые наглядно раскрываются в упражнениях на виды композиции, основная задача которых — показать зависимость пространственного решения от вза­имоположения составляющих ком­позицию элементов, что достигает­ся взаимодействием масс элементов на основе их соподчинения и урав­новешенности (рис. 352).

В композиционном упражнении ставятся две задачи: построить оп­ределенный вид композиции и до­биться ее максимальной вырази­тельности, используя минимальное число средств.

Обобщенная трактовка формы в виде простых геометрических тел обеспечивает ясность восприятия пропорций элементов, соотношения их массы с пространством. Говоря о выразительности композиции, по­строенной из геометрически опреде­ленных форм, Ле Корбюзье так оп­ределял свое отношение к этому: "Посреди хаотической картины ок­ружающей нас природы геометрия создала чудесные по ясности, выра­зительные по духовному богатству знаки, смысл которых доступен на­шему восприятию" [28, с. 227].

Ограничение средств в упражне­ниях прямоугольными элементами учит искать выразительность в формах казалось бы многократно виденных. Мис ван дер Роэ писал: "Если бы человек калсдый день изобретал что-нибудь новое, мы ни­куда бы не ушли. Ничего не стоит придумать интересные формы, но требуется очень многое, чтобы их разработать" [28, с. 377].

214

Часть V. Макетирование как творческий прием

 

Четкое взаимодействие массы и пространства благодаря использова­нию параллелепипеда позволяет легко проследить изменение харак­тера композиции, а также ее вида при изменении положения эле­ментов.

На макете видна взаимосвязь между монолитным и пространст­венным состоянием формы. Напри­мер, композиция, где плоскости об­разуют замкнутый со всех сторон объем (рис. 353), имеет массивный характер.. Если же плоскости огра­ничивают форму не со всех сторон и в композицию включено про­

странство, то в этом случае передает пространственный харак­тер композиции (рис. 354, 355). Де­лая эскизные макеты то более зам-

Рис. 352. Четкое взаимодействие массы и простран­ства благодаря ис-

лелепипеда дает

следить изменение характера компози-

да. Схема, демонст­

рирующая переход одного вида в дру-

а — фронтальная; б — объемная; в — глубинно-простран-

ция построена из одинаковых элемен-

Глава 18. Роль макетирования в изучении пространственных форм

215

 

Рис. 353. Макет объемной компози­ции. Плоскости об­разуют замкнутый со всех сторон

Рис. 354. Плоско­сти ограничивают форму не со всех сторон. В этом случае макет пере­дает пространст­венный характер композиции

Рис. 355. Объемно- пространственная композиция

Рис. 356. Характер членений и неболь-

здают ощущение

позиции

210      Часть V. Макетирование как творческий прием

 

Рис. 357. Ощущение ции достигнуто ак- членений, их распо'

Рис. 358. Впечатле­ние устойчивости объемной компози­ции достигнуто низким расположе­ны ем ее центра тя­жести благодаря нарастанию массы книзу

Рис. 359. Вырази-

ции передана утол­щением опорных элементов, создаю­щих ощущение ее устойчивости, тек- тоничности

Рис. 360. Макеты- структуры могут передавать легко­сть формы, вместе с тем ее прочность и устойчивость

Глава 19. Макетирование как средство раскрытия композиции          217

кнутыми, то подключая простран­ство (в пределах данной формы), можно наблюдать переход компози­ции из пространственной в массив­ную, и наоборот.

Массивность передает зритель­ное ощущение тяжести, веса. Ощу­щение тяжести и легкости компо­зиции зависит не только от степени ее массивности, но и от характера ее пропорций, а также членений, их формы, выноса, расположения (рис. 356, 357).

В зависимости от распределения массы может возникнуть ощущение устойчивости или неустойчивости. Устойчивость может быть передана нарастанием нагрузки книзу ,(рис. 358), утолщением опорных 'элементов (рис. 359), их наклоном.

Пространственность и массив­ность являются основой для таких понятий, как структурность, конст­руктивность, тектоничность формы.

Макет дает представление о пространственных связях и отно­шениях объемных элементов. По­нятия о тектонике, этой сложной эстетической категории, в объемно- пространственной композиции ха­рактеризуются в основном такими

категориями, как устойчивость, легкость, тяжесть и монолитность формы (см. рис. 353, 357). Макеты хорошо передают легкость формы, ее прочность и устойчивость (рис. 360). В задачи композицион­ных упражнений не входит переда­ча особенностей определенных стро­ительных материалов, которые влияют на тектонику в реальной архитектуре. В макетах в какой-то мере только имитируются их осо­бенности. Так, макеты, передаю­щие массивный характер компози­ции, имитируют тектонические свойства монолитного бетона, кир­пича, камня; макеты-структуры — тектонику металлических, железо­бетонных или деревянных конст­рукций.

Контрольные вопросы

1.   Объясните, в чем отличие архитек­турного макета от архитектурной модели?

2.   В чем преимущество макетного мето­да проектирования в сравнении с графиче-

3.   Построить три вида композиции, ис­пользуя в каждом случае набор элементов из трех одинаковых кубов.

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}

   

Страница 5 из 24