Информация для...

ГЛАВА 10. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ВИДАХ КОМПОЗИЦИИ

не указано

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ

ГЛАВА 10. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ВИДАХ КОМПОЗИЦИИ

Архитектурное сооружение (здание или "дом", т.е. то, что в обыденном сознании ассоциируется с понятием "архитектура") — это прежде всего пространство, опреде­ленным образом организованное и заключенное в соответствующую объемную форму;     ч

"Пространство, а не камень — материал архитектуры..." — гово­рил один из основоположников психо-аналитического метода пре­подавания композиции Н.А.Ладов- ский [29, с.344]. Объемная форма, в свою очередь, представляет собой совокупность материальных повер­хностей (и в частности фасадов), которые не только ограничивают внутреннее, закрытое пространство, но одновременно с этим формируют пространства снаружи объема, яв­ляясь элементами композиции от­крытого пространства.

Таким образом, можно назвать следующие основные компоненты архитектурной среды:

пространство;

объем, формирующий простран­ство;

поверхность, формирующая объ­ем и пространство.

Используя философскую терми­нологию можно, очевидно', сказать: пространство и объем — это цель и средство архитектурной компози­ции (рис.158).

По признаку пространственного расположения форм, а также в за­висимости от характера восприятия их зрителем можно выделить три основных вида объемно-пространст­венной композиции: пространствен­ную, объемную и фронтальную.

Пространственная композиция ха­рактеризуется превалированием пространства над элементами, фор­мирующими его. В такой компози­ции зритель воспринимает и оцени­вает в основном качество простран­ственного решения, а не элементы,

image173

видов архитектур­ной композиции

Рис. 158. Диалекти­ческая взаимосвязь

116 Часть III. Основные виды композиции

image175

организующие пространство. Эле­менты композиции (объемные фор­мы, поверхности) могут развивать­ся и организовывать восприятие зрителя по глубинной, фронтальной

Рис. 159. Глубинно- пространственная композиция

Рис. 160. Улица Рос- си в Санкт-Петер­бурге

Рис. 161. Интерьер аудитории Поли­технического. инс­титута в г. Ота- ниеми. Архит.

Глава 10. Понятие об основных видах композиции 117

image177

118 Часть III. Основные виды композиции

или вертикальной координатам. Пространственная композиция с преобладанием глубинной коорди­наты называется глубинно-про­странственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространст­ва (см. рис.2, 3, 159, 160).

Пространственная композиция наиболее сложный, но в то же вре­мя самый распространенный в ар­хитектурной практике вид компо­зиции, по закономерностям которо­го организуется пространство, на­чиная с небольших интерьеров и кончая обширными градостроитель­ными ансамблями (рис.161).

Объемная композиция имеет от­носительно равномерное развитие по трем координатам пространства (или с преобладанием вертикальной координаты) и, как правило, ха­рактерна замкнутостью поверхно­стей элементов, организующих та­кую композицию. Объемная компо­зиция воспринимается при движе­нии зрителя вокруг нее. Естествен­но, что каждое архитектурное соо­ружение не мыслится вне объемно­сти, но объемной композицией сле­дует считать такую, в которой ее трехмерность выражена как основное качество, организующее восприятие со всех сторон (рис. 162, 163).

Фронтальная композиция харак­теризуется развитием по двум фронтальным координатам, гори­зонтальной и вертикальной, с под­чиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспри­нимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней (рис.164, 165). Такими компо­зициями в архитектуре являются, как правило, фасады зданий, обра­щенные к пространствам улиц и площадей, рассчитанные на восп­риятие со стороны этих открытых пространств.

Композиция всякого архитек­турного сооружения или комплекса сооружений обладает чертами и признаками всех трех указанных

image179

ее видов при доминировании того или иного в каждом конкретном случае.

Часто при определении вида композиции решающим становится местоположение зрителя и харак­тер восприятия этим зрителем ар­хитектурного сооружения или ком­плекса. Например, находясь на Исаакиевской площади в Санкт- Четербурге, мы воспринимаем ее как пространственную компози­цию, в организации которой глав­ное, доминирующее значение имеет Исаакиевский собор (рис.166). Гла­венство собора обусловлено не толь­ко его местоположением и велико­лепием форм, но и объемным прин­ципом построения его композиции с центральной вертикальной осью, которой подчиняется все построе­ние площади. В то же время и объ­емная композиция собора воспри­нимается при движении вокруг не­го, каждый из четырех фасадов яв­ляется примером решения фрон­тальной композиции на основе сим­метрии (рис.167). Войдя внутрь со­бора, мы видим сложную простран­

Рис. 162. Схема. Объемная компози-

Рис. 163. Собор Ва­силия Блаженного в Москве. Архитекто­ры Барма и По-

Глава 10. Понятие об основных видах композиции

119

image181

ственную композицию его интерье­ра, состоящую из нескольких со­подчиненных внутренних про­странств, завершающихся фрон­тальными композициями иконоста­сов (рис.168).

В архитектурно-градостроитель­ной практике бывают случаи, ког­да последующие перестройки изме­няют первоначальные композици­онные качества сооружений. Так, собор Св.Петра в Риме — типичная

объемная композиция ("гигантская геометрия гармоничных взаимосвя­зей" — как сказал Корбюзье) — "утратил" свою объемность после тесной застройки пространства вок­руг него и сооружения колоссально­го портика на главном фасаде, вос­принимаемого как фронтальная композиция, обращенная к собор­ной площади.

В качестве еще одного примера можно привести здание Смольного

120 Часть III. Основные виды композиции

института, которое было задумано и решено архитектором Д.Кваренги как фронтальная композиция, ор­ганизующая обширную площадьimage183

 

перед зданием (как изображено на рисунке самого автора). Со време­нем на площади был разбит сад, частично закрывший фасад, а в 1923 г. архитекторами В.Шуко и В. Гельфрейхом сооружены пропи­леи, образовавшиеся вместе с ал­леей, ведущей к главному портику и памятнику Ленина, глубинно- пространственную композицию.

Рис. 164. Схема. Фронпальная ком­позиция

Рис. 165. Дом Паш­кова на Моховой в

Москве. Архит. В. Баженов

Рис. 166. Исаакиев- ская площадь в Санкт-Петербурге

Глава 10. Понятие об основных видах композиции 115

image185

 

Контрольные вопросы

1.    Назовите основные виды архитектур­ной композиции.

2.    В чем заключается диалектическая взаимосвязь основных видов композиции?

3. Проанализируйте ансамбль Красной площади в Москве. Какие виды композиции здесь встречаются и как они связаны между собой?

122 Часть III. Основные виды композицииimage187

 

Рис. 167. Фасад Исаакиевского собора в Санкт-Петербур­ге. Архит. О. Мон- ферран

Рис. 168. Интерьер Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Глава 10. Понятие об основных видах композиции 123

image189

124 Часть III. Основные виды композиции



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}

 

ГЛАВА 9. СИММЕТРИЯ

не указано

ГЛАВА 9. СИММЕТРИЯ

9.1. Виды симметрии в ар­хитектуре. Симметрия — одно из самых сильных средств, обеспечи­вающих целостность объемно-про­странственной формы. Однако, прежде чем перейти к анализу это­го средства и его возможностей при решении архитектурных за­

1 Простое и исчерпывающее определение симметрии геометрических фигур в трехмер­ном пространстве дает академик А.В. Шуб­ников: "Симметричной называется всякая (конечная или бесконечная) фигура, которая может совмещаться сама с собой в результате одного или нескольких последовательно про­изведенных отражений в плоскостях" [39, с. 113].

104 Часть II. Средства архитектурной композиции

image155

Закономерность расположения час­тей симметричной фигуры заклю­чается в том, что они могут обмениваться местами и совмеща­ться между собой с помощью опера­ций или симметричных преобразо­ваний. Основными преобразования­ми являются отражение, поворот (вращение) и параллельный пере­нос. Вспомогательные геометричес­кие элементы (точки, линии и плоскости), с помощью которых осуществляются симметрические преобразования, называются эле­ментами симметрии. Вид симмет­рии объемно-пространственной фор­мы определяется полной совокупно­стью ее элементов симметрии.

Наиболее известным и широко распространенным в архитектуре видом симметрии является зеркаль­ная симметрия, симметрия левого и правого (рис.141). Симметрия здесь состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой как пред­мет и его отражение в зеркале. Во­ображаемая плоскость, которая де­лит такие фигуры на две зеркально

Рис. 139. Примеры сопоставления двух контрастных про­странств интерьер- ного типа. Контр­астность достигну-

чия в конфигурации пространств и гео­метрии окружаю-

Рис. 140. Высокая степень контраста приводит к возник­новению тенденции разрушения, распа­да формы как цело­стной композиции

Рис. 137. Компози­ция, решенная на основе контрастно­го противопостав­ления геометриче­ской формы элемен­тов. Небольшое чис-

считать эту ком­позицию крупномас­штабной

Рис. 138. Компози­ции, построенные на основе контр­астного различия в

сходстве геометри­ческой характера-

Глава 9. Симметрия 105

image157

равные части, называется плоско­стью симметрии.1

Не менее известен и такой вид симметрии, как осевая, или сим­метрия вращения (рис, 142). Линия, при полном обороте вокруг которой форма несколько раз совмещается сама собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений называется порядком

специальной литературе этот элемент симметрии обозначается латинской бук-

(зеркало).

оси симметрии. Например, порядок осей форм, изображенных на рис.142, равен, соответственно, двум, трем и четырем.

Кроме этих видов симметрии существуют и другие, не менее рас­пространенные в архитектуре, од­нако формы, построенные на их ос нове, далеко не всегда осознаются как симметричные. К таким "нео­сознанно симметричным" формам относятся, например, формы, сим-

image159

100      Часть II. Средства архитектурной композиции

 

метрия которых состоит в совмеще­нии формы с самой собой путем ее перемещения вдоль оси переноса на определенное расстояние, которое называется периодом переноса. Эле­ментарным примером симметрии переносов является простой метри­ческий ряд (рис.143). Комбинация оси переносов с осями и плоскостя­ми симметрии дает более сложные виды симметрии (рис.144). Когда ось переноса совпадает с осью сим­метрии поворота (вращения), гово­рят о винтовой симметрии, наибо­лее распространенным примером которой в архитектуре является винтовая лестница (рис.145).image161

Объемно-пространственные фор­мы могут быть построены на основе нескольких непараллельных осей переносов, лежащих или не лежа­щих в одной плоскости. В первом случае в основе построения формы лежит прямоугольная или полиго­нальная плоская сетка (рис.146), а во втором — пространственная сет­ка или решетка (рис.147). Сетки и решетки широко используются в архитектуре для получения целост­ной структуры объемно-пространст­венных форм.

Формы, построенные на основе переносов, представляют собой об­ласть, в которой пересекается со­держание таких понятий теории объемно-пространственной компо­зиции, как симметрия и ритм, так как симметрия переносов — част­ный случай симметрии — может быть проиллюстрирована теми же формами, что и частный случай ритма — метр (рис.148).

Рис. 143. Симмет­рия переноса

Рис. 144. Комбини-1 рованные виды сиЯ- метрии

Рис. 141. Зеркаль­ная симметрия

Рис. 142. Осевая симметрия (сим­метрия поворота)

image163

102      Часть II. Средства архитектурной композиции

Рис. 145. Винтовал симметрия

Рис. 146. Сетки

Рис. 147. Решетки

Глава 9. Симметрия 109

Завершая общее знакомство с симметрией и ее видами, необходи­мо упомянуть об асимметрии, ди- симметрии и антисимметрии — по­нятиях, часто встречающихся в спе­циальной литературе.

9.2.Понятие асимметрии в архитектуре

Асимметрия — понятие, противоположное понятию симмет­рии. В асимметричных формах эле­менты симметрии отсутствуют (рис.149).

Дисимметрия - это нюансное от­клонение от симметрии. Дисиммет­рия, как правило, проявляется в асимметричности деталей . или их расположения в форме, которая в целом симметрична (рис.150).

Антисимметрия — это симмет­рия с полярными или контрастны­ми свойствами. Так, если одну по­ловину квадрата выкрасить в чер­ный цвет, а другую оставить белой, то мы получим антисимметричную форму; в том же отношении нахо­image165

 

дятся, например, два куба, один из которых представлен только ребра­ми (рис.151)1.

Таким образом, если предста­вить некую условную шкалу для определения симметричности форм, то по краям этой шкалы располо­жатся симметричные и асиммет­ричные формы, а антисимметрич­ные и диссимметричные формы займут среднее положение между этими двумя полюсами.

9.3. Проявление симметрии и асимметрии в композиции объемно-

Интересным примером применения ан­тисимметрии в архитектуре является Франк­лин-корт — мемориальный двор Б.Франкли­на (Филадельфия, 1972 — 1976 гг., архитек­торы Вентури и Раух), где открытый каркас из нержавеющей стали фиксирует контуры старого особняка Франклина. Здесь в отно­шении антисимметрии находятся разрушен­ный оригинал и вновь построенное сооруже­ние, воспроизводящее его контур.

Рис. 149. Асиммет-

Рис. 148. Взаимо­связь симметрии и ритма

110 Часть II. Средства архитектурной композиции

image167

Рис. 150. Дисиммет-

Рис. 151. Антисим­метрияimage169

 

 

Рис. 153. Выявление оси симметрии

 

112 Часть II. Средства архитектурной композиции

пространственных форм. Эффектив­ность симметрии как средства до­стижения целостности формы объ­ясняется тем, что эта закономер­ность построения формы достаточно легко воспринимается. Легкость восприятия симметрии (особенно зеркальной), как уже говорилось, в значительной степени вызвана сим­метричностью органов нашего зре­ния и зависит от того, насколько сильно выражена симметрия в той или иной форме. В свою очередь, выраженность симметрии в объем­но-пространственных формах тесно связана с выявлением в форме эле­ментов симметрии (плоскостей, то­чек, осей). На рис. 152 показано как увеличивается целостность фор­мы за счет выявления плоскости зеркальной симметрии. На рис. 152, а симметрия хотя объективно и присутствует в форме, но никак не выражена и поэтому восприни­мается с трудом. Ведение в форму элемента с ярко выраженной сим­метрией (рис. 152, б) или размеще­ние на оси1 дополнительных эле­ментов входа и декора (рис.152, в) выявляет симметрию формы и об­легчает ее целостное восприятие. То же явление применительно к осе­вой симметрии (симметрии поворо­та или вращения) показано на рис.153.

Таким образом, целостность форм, обладающих зеркальной и осевой симметрией, достигается вы­явлением плоскостей или осей сим­метрии путем простановки на них тех или иных акцентов. Обычно роль таких акцентов играют эле­менты, доминирующие как по фор­ме, так и по содержанию. Таковы, например, купол над главным про-

На ортогональных изображениях пло­скость зеркальной симметрии Превращается в линию, которую архитекторы обычно на­зывают осью симметрии. Употребляя этот термин в таком значении, следует помнить о его условности, поскольку мы уже знаем, что ось как элемент симметрии появляется только в симметрии поворота и переноса.

странством в Вилле Ротонде архит. А.Палладио, главный вход в зда­ние Адмиралтейства в Санкт-Пе­тербурге, вход в средний неф готи­ческих и романских соборов и т.д. При этом, доминирующим элемен­том может быть как объемный'эле­мент, так и пространство; таково, например, центральное пространст­во в композиции комплекса "Храм памяти" в селе Мухрани (рис.154).

Целостность, композиционная завершенность форм, обладающих винтовой симметрией и симметрией переноса (рядов, сеток, решеток), не может быть достигнута лишь выявлением элементов симметрии, поскольку в том и другом случае мы имеем дело с симметрией беско­нечных форм. Для достижения их завершенности применяются сред­ства, ограничивающие равномерное распространение формы вдоль осей переноса. Эти средства аналогичны тем, которые используются для ос­тановки метрических рядов: нару­шение периода переноса, использо­вание взаимодействия рядов с раз­ными периодами, введение в ряд ритмических закономерностей и т.д. (см. гл.5, разд.5.3).

Целостность диссимметричных форм обеспечивается симметрично­стью их основы. Асимметричное расположение деталей в дисиммет- ричных формах вносит элемент не­ожиданности в жесткое симметрич­ное построение целого и делает композицию более живой и инте­ресной (рцс.155, 156). Однако при этом важно соблюдать меру, за ко­торой асимметрия элементов или их расположения начинает домини­ровать, разрушая симметричную основу и превращая композицию в асимметричную.

Асимметричные композиции лишены элементов симметрии, их целостность и завершенность дости­гается созданием зрительного рав­новесия между различными фраг­ментами формы. Специальные исс­ледования показали, что чаще все­го асимметричная композиция вое-

Глава 9. Симметрия 113

image171

принимается как равновесная в том случае, если зрительный центр на­ходится в средней части общего аб­риса формы (рис.157).

В симметричных и асимметрич­ных архитектурных композициях по-разному проявляются как худо- жесТвенно-образная, так и функци­ональная стороны архитектуры. Симметричным композициям свой­

ственна строгая однозначность раз­мещения деталей формы и их без­условное подчинение целому. Не­случайно симметрия активно ис­пользовалась для воплощения идей централизации и строго упорядо­ченного устройства мира. Однако однозначность построения раз.яич~ ных частей формы в симметричных композициях довольно часто всту­пает в противоречие с функцией со­оружения и заставляет архитектора совершать некоторое насилие чад функцией в угоду целостности сим­метрии. Дело в том, что симметрия и асимметрия свойственны, не толь­ко форме, но и функции сооруже­ния, тем процессам, которые проте­

Рис. 157. Зритель­ное равновесие в асимметричных композициях

Рис. 155. Дисиммет- рия фасада

Рис. 156. Дисим- метричная форма в природном окруже-

114 Часть II. Средства архитектурной композиции

кают в здании. Так, функции зре­лищных сооружений, мемориаль­ных комплексов и других архитек­турных композиций, где есть явно доминирующий элемент (сцена, зрительный зал, главный монумент и др.), функциональные связи ко­торого с второстепенными элемен­тами достаточно просты, жестко не регламентированы и могут быть ре­ализованы в достаточно широком диапазоне пространственных реше­ний, вполне могут быть помещены в симметричную форму.

Сложным функциональным процессам с многочисленными и неоднозначными необходимыми связями между различными эле­ментами свойственна асимметрич­ная форма, так как она более сво­бодна от внутренних формальных ограничений и открыта для всевоз­можных частичных изменений, не­избежно возникающих в процессе проектирования целостного в фор­мально-функциональном отноше­нии архитектурного сооружения. При этом сложность процесса не за­висит от размеров сооружения; до­статочно сравнить, например, отно­сительно простые в функциональ­ном отношении, но гигантские культовые комплексы с индивиду­альным жилым домом, вмещаю­щим несмотря на свои размеры, все основные процессы человеческой жизни.

Свобода и гибкость асимметрич­ных композиций, более самостоя­тельное существование равноправ­ных элементов, составляющих эти композиции, во все времена вызы­вали у людей представления о де­мократичности, раскрепощении че­ловеческих творческих сил, и не случайно именно асимметрия лежа­

ла в основе формообразования со­временной архитектуры, поставив­шей во главу угла жизнеутвержда­ющие, хотя и утопические, идеи совершенствования общества толь­ко средствами архитектуры.

Применяя симметрию, асиммет­рию и производные от них — ди- симметрию и антисимметрию в ар­хитектуре, следует помнить, что, несмотря на упомянутые в данном разделе закономерности их исполь­зования, успех или неудача в их применении зависят в конечном счете от творческого архитектурно­го замысла, реализованного в конк­ретных условиях места и времени.

Контрольные вопросы

1.   Что такое симметрия? Каково содер­жание этого понятия?

2.   Назовите основные операции (преоб­разования) симметрии.

3.   Что такое элементы симметрии? Чем

рии и приведите примеры их использования в архитектуре.

5. Что такое асимметрия, дисиметрия и антисимметрия? Каково их отношение к симметрии?

причина использования симметрии для до­стижения целостности объемно-пространст­венной формы?

Каковы основные средства достиже­ния целостности форм, обладающих винто­вой симметрией и симметрией переноса?

8. Чем прежде всего обеспечивается це­лостность дисимметричных форм?

ность асимметричных форм?

10. Какие типы зданий и сооружений (типы функциональных процессов) тяготеют, по вашему мнению, к симметричным фор-

31, Достаточно ли грамотного использо­вания симметрии для получения совершен­ного произведения архитектуры?

ЧАСТЬ Ш

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}

   

Страница 6 из 24