Информация для...

ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

не указано

ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

3.1. Объемно-пространст­венная композиция как программа восприятия. Архитектура создает реальную объемно-пространствен­ную среду для жизнедеятельности человека. Ее воздействие на него много планово. В психологическом плане восприятие протекает глав­ным образом через зрительную сис­тему, которая дает до 90% инфор­мации. Поэтому композиционная организация архитектурной фор­мы, ее эмоциональное воздействие и эстетическая оценка, естественно, предусматривают определенные ус­ловия и характер восприятия зри­телем. Структурные закономерно­сти композиции в архитектуре включают отношение воспринима­ющего субъекта. Можно сказать, что композиция формирует про­грамму восприятия, моделирует ха­рактерные позиции зрителя и мар­шрут его движения.

Выделение трех основных видов композиции — фронтальной, объ­емной и глубинно-пространствен- ной — связано с обнаружением в историческом наследии архитекту­ры и современной ее практике трех характерных и специфических про­странственных точек зрения, рас­считанных: 1) на статическое поло­

жение зрителя, 2) движение вокруг формы или 3) движение в глубь пространства. Теоретические прин­ципы построения композиции в за­висимости от позиции воспринима­ющего зрителя обуславливают ее "фронтальность", "объемность", "пространственность". Как утверж­дает В.Ф.Кринский, они "не только являются признаками, характери­зующими виды композиции, но и художественными качествами ар­хитектурных произведений'" Г5, с.57].

Поскольку крупномасштабные формы образуют вмещающее чело­века реальное пространство, нор­мальная жизнедеятельность в нем может осуществляться только тог­да, когда эта искусственная среда через свои формы способствует точ­ной и убедительной информации о характере окружения, позволяет свободно в нем ориентироваться. Известно немало ситуаций, когда характер форм, их пластическая расчлененность и взаимная комби­нация вносят путаницу в зритель­ное восприятие, вызывают сомне­ние и неясность, дезорганизуют нормальное поведение человека. Вряд ли можно говорить в этом случае о выразительности и гармо­

Глава 3. Закономерности зрительного восприятия

33image033

 

приемы выявления фронтальности, объемности и глубинности.

Одним из важнейших способов выявления всех видов архитектур­ных форм — использование коор­динатных направлений в членении и сопоставлении форм. Например, подчеркивание горизонтальных и вертикальных членений во фрон­тальной композиции помогает выя­вить ее фронтальный характер в случае трапециевидной или другой ее конфигурации, вносящей эле­мент неясности в положение этой формы по отношению к зрителю (рис. 27).

В современной архитектуре при возрастающих масштабах создания искусственной среды для жизнедея­тельности человека повышается

ничности архитектурной компози­ции1.

Существует много приемов вы­явления геометрических качеств архитектурных форм. Их удобно рассматривать соответственно ти­пам композиции и определять как

^Вместе с тем это не исключает вариан­тов решения (чаще всего элементов интерье­ра) с преднамеренной дезориентацией челове­ка, если это отвечает конкретному компози­ционному замыслу и носит, как правило, ча­стный характер, не противоречащий в целом естественному опыту восприятия.

Рис. 27. Сайта Ма­рия. Новелла (Фло­ренция). Архит. Л.Б. Альберти. Гори-

ния подчеркивают

фронтальность

композиции

28        Часть I. Общее понятие о композиции

image035

Рис. 28. Зависи­мость характери­стики формы от взаиморасположе-

а — группа воспри-

отдельных элемен­тов; б — группа воспринимается

Рис. 29. Зависи­мость характери­стики формы от взаиморасположе­ния ее элементов а — симметричные элементы восприни­маются как единое целое; б — асим­метричные элемен­ты воспринимают­ся как отдельные формы

Глава 3. Закономерности зрительного восприятия 29

значение принципа выявления формы. Несовершенство зрительно­го аппарата человека, вызывающе­го подчас трудности в восприятии информации, должно погашаться точными знаниями архитектора, обеспечивающими наивысшую ви­зуальную информативность органи­зуемых геометрических форм.

3.2. Восприятие различных гео­метрических форм и их элементов. Восприятие человеком окружающе­го не является зеркальным отраже­нием действительности, оно коррек­тируется накопленным жизненным опытом, который в свою очередь формируется социальными условия­ми и, следовательно, характер вос­приятия изменчив во времени.

Для нас представляют особый интерес закономерности восприятия более общего порядка, те его со­ставляющие, которые достаточно устойчивы во времени. Только на их основе можно сформулировать, пусть элементарные, но зато на­дежные рекомендации, которые предупредят возможные ошибки в построении объемно-пространствен­ной формы.

Человеку свойственно упорядо­чивать окружающее, что связано с инстинктивным желанием ориента­ции в пространстве. Это, в частно­сти, проявляется в стремлении к симметрии в организации среды, в парности элементов, что связано с характером бинокулярного зрения и особенностями строения человека, его первичными ориентировочными навыками, определенными еще Аристотелем: право-лево, верх-низ, впереди-сзади, достаточными для характеристики трехмерности про­странства. При взгляде на сложное многопредметное образование, чело­век стремится обнаружить в нем какую-либо систему, свести наблю­даемую сложность к более простому порядку.

Психологи установили, что близко расположенные друг к дру­гу элементы закономерно воспри­нимаются как единое целое

(рис. 28). Это связано с другой за­кономерностью — более простые формы воспринимаются легче.

Установлено также, что пре­дельное число одновременно восп­ринимаемых человеком элементов около 7 ± 2 (правило Мюллера). Ес­ли же в поле зрения число элемен­тов больше, то это воспринимается как хаотическое множество. Разде­ление множества на упорядоченные группы помогает восприятию мно­гоэлементных образований. При­мерно такой порядок восприятия человеком элементов сложного го­родского скопления построек раз­личного назначения. Они подразде­ляются и композиционно, и в со­знании человека на отдельные структурные элементы города: пло­щади, улицы, группы домов.

Отмечается, что особенно ярко воспринимаются объекты, которые помогают человеку ориентировать­ся в пространстве, т.е. само место­положение объекта — в центре группы на пересечения направле­ний стимулирует восприятие. Осо­бенно, если это дополнено действи­ем фактора неожиданности, кото­рый поддерживает интерес зрителя.

Противоположен неожиданно­сти фактор повторяемости. Повто­ряемость, с одной стороны, способ­на закрепить впечатление, а с дру­гой — при чрезмерном использова­нии, нейтрализует его. Повторяе­мость и неожиданность в восприя­тии формы должны быть в соответ­ствующих соотношениях.

К числу группирующих призна­ков можно отнести симметрию, ко­торую Витрувий определил как "со­ответствующую связь между от­дельными частями и связь каждой части с целым". Симметричные эле­менты обычно воспринимаются как единое целое (рис. 29), а визуаль­ная целостность — одно из важней­ших условий эстетического воздей­ствия архитектурной формы.

Восприятие зависит не только от характера объемно-пространст­венной формы, но и от положения

36

Часть 1. Общее понятие о композиции

зрителя. По мере удаления чет­кость восприятия членений умень­шается и форма воспринимается как единое целое.

Известно, что поле наилучшего восприятия лежит в пределах угла 54 по горизонтали и 37° по верти­кали (27 выше оси зрения и 10 ниже). При выполнении практиче­ских упражнений в виде макетов, отличающихся большой степенью условности, стоят две задачи: пер­вая — это "сочинить" композицию и вторая, не менее трудная, — нау­чить видеть свою композицию с уровня зрения человека. Это на первых порах непросто.

Большую помощь может ока­зать макетоскоп, прибор, позволяю­щий увидеть макет на экране с различных точек, в том числе как

бы "сжаться" до масштаба макета и оценить композицию с "реальной" точки зрения. Это также дает пер­вичное представление о таком сложном компоненте архитектур­ной композиции, как масштаб и масштабность, т.е. о соотношении между реальными размерами и раз­мерами модели и соответственно со­отношением с человеком.

Контрольные вопросы

1.   В какой взаимосвязи с позицией зри­теля находится построение объемной, фрон­тальной и глубинной композиций?

2.   Какие особенности визуального восп­риятия объемно-прост ранет венных форм вы знаете? Нарисуйте сочетание из двух (трех) фигур, воспринимаемых как единое целое.

3.   От чего зависит оптимальность восп­риятия объемов в пространстве?

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВАХ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

не указано

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВАХ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

В основе восприятия объем­но-пространственных форм лежат свойства, присущие всем архитек­турным объемам и используемые в архитектурной композиции. Эти свойства являются объективными.

Основные свойства объемно-про- странственных форм следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса.

К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет.

Каждое из этих свойств может изменяться в определенных преде­лах и иметь бесконечное количест­во состояний. При сопоставлении

различных состояний свойств воз­можны самые разнообразные их со­четания. Рассмотрим каждое из этих свойств в пределах их возмож­ных изменений.

2.1. Геометрический вид формы. Вид формы композиционного эле­мента определяется:

стереометрическим характером очертания поверхности фигуры;

соотношением размеров формы по трем координатам.

Композиционные элементы по характеру стереометрического очер­тания условно можно разделить на несколько групп.

Глава 2. Понятие об основных свойствах объемно-пространственных форм 15

image011

К первой группе относятся фор­мы, образованные параллельно-пер­пендикулярными плоскостями, — куб и параллелепипед (рис. 8).

К второй группе относятся фор­мы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные гра­ни, — пирамиды, призмы, много­гранники (рис. 9).>

Третья группа включает все те­ла вращения и формы, образован­ные криволинейными поверхностя­ми, — шар, цилиндр, конус, фор­мы с параболическими и гипербо­лическими поверхностями и т.д. (рис.10).

К четвертой группе можно от­нести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криво­линейные поверхности (рис.11).

В архитектурной композиции наиболее употребительна первая группа фигур — кубы и паралле­лепипеды. Это объясняется следую­щими обстоятельствами:

прямоугольные элементы наибо­лее удобны для организации жиз­ненных процессов и ориентации че­ловека в пространстве;

прямоугольные элементы легко соединяются в группы;

внутреннее пространство прямо­угольных элементов нетрудно раз­делить на им подобные пространст­ва меньшего размера;

вертикальные и горизонтальные плоскости этих элементов соответ­ствуют наиболее развитой конст­

Рис. 8. Формы, обра­зованные параллель- но-перпендикуляр-

ми — все углы пря-

Рис. 9. Формы, обра- углы прямые

image013

руктивной стоечно-балочной сис­теме.

Формы других стереометриче­ских тел труднее сочетаются между собой. Их применение эффективно в особых случаях, при организации единичных крупных пространств.

Форма композиционного эле­мента в зависимости от соотноше­ния величин измерений по трем координатам может быть объемной, плоскостной и линейной.

Объемная форма характеризует­ся относительным равенством вели­чин по трем координатам. Наибо­лее типичные объемные формы — куб, шар. В этих фигурах измере­ния по всем трем направлениям равны (рис. 12,а).

Плоскостная форма характери­зуется развитостью по двум коорди­натам при подчиненной третьей. Наиболее типичным примером яв­

ляется плоскостной параллелепипед (рис. 12,6).

Линейная форма характеризует- ся преобладанием одного какого- либо измерения над двумя другими (рис. 12,в).

При измерении соотношений трех типовых состояний объемно- пространственной формы обнару­живается возможность перехода от объема к плоскости, от плоскости к линии.

Например, предельные состоя­ния формы — куб, квадрат, линия.

2.2. Положение формы в про­странстве. Это свойство определяет­image015

Рис. 10. Тела вра­щения

Рис. 11. Сложные

Рис. 12. Объемные, нейные формы

Глава 2. Понятие об основных свойствах объемно-пространственных форм 15

 

ся по отношению: к осям коорди­нат, к зрителю, к другим формам.

Положение формы по отноше­нию к осям координат определяется наибольшей по площади поверхно­стью формы или доминирующей осью. По положению доминирую­щей оси форма может быть верти­кальной (по оси Н), горизонталь­ной (по осям X и У). Все остальные положения будут промежуточные (рис.13). По ориентации наиболь­шей поверхности типовыми поло­жениями формы в пространстве бу­дут фронтальное, профильное или горизонтальное (рис.14). Положе­ние формы по отношению к зрите­лю или другим формам определяет­ся в горизонтальной и вертикаль­ной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-дальше, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частно­сти по отношению к горизонту — выше-ниже (рис. 15). По располо­

жению между собой формы могут находиться:

на некотором расстоянии; примыкать друг к другу; врезаться друг в друга (рис. 16). Наиболее активное взаиморас­положение в композиции — врезка одного элемента в другой (рис. 16,в). Наиболее пассивное — примыкание (рис. 16 ,б).

2.3.            Величина формы. Величина формы рассматривается как соотно­шение протяженностей формы по трем координатам, как соотноше­ние двух или более форм между со­бой: (больше-меньше) и по отноше­нию к человеку (рис. 17). Предела­ми ряда форм по величине будут равенство сопоставляемых форм или минимальные размеры одной формы по отношению к другой, когда обе формы ясно воспринима­ются.

2.4.            Масса. В физике масса оп­ределяется как количество вещест-image017

 

24  Часть I. Общее понятие о композиции

Глава 2. Понятие об основных свойствах объемно-пространственных форм 15

15

 

ва, из которого состоит тело. В ху­дожественно-композиционном пла­не это свойство (масса) на основе ассоциативного восприятия рас­сматривается как массивность. Массивность — свойство объемно- пространственных форм имеет ряд особенностей:

с изменением формы по величи­не, при прочих равных условиях, изменяется масса. Большей по ве­личине форме соответствует боль­шая масса. Следовательно, большая форма воспринимается более мас­сивной (рис. 18, 19);

массивность формы изменяется в зависимости от степени объемно­

сти, плоскостности или линеиности ее. На ассоциативное восприятие влияет также стереометрическое очертание формы. При одинаковом количестве вещества, из которого состоят тела, куб, шар и другие объемные формы воспринимаются более массивными, чем формы при­ближающиеся по своим пропорци­ям к линейным (рис. 20);

массивность зависит от плотно­сти заполнения формы материа­лом. Одним пределом плотности массы является минимальное за­полнение формы, при котором обес­печивается сохранение этой формы, другим — максимальное заполне­ние формы (монолитная форма) (рис. 21);

на массивность форм влияет ма­териал, из которого она сделана, его цвет и фактура. Одинаковые по величине кубы из стекла и дере­ва воспринимаются по-разному. Стеклянный куб за счет своей про­зрачности воспринимается более

image019Рис. 13. Положение формы в простран-

к осям координат

Рис. 14. Основные

стей формы в про­странстве

Рис. 15. Положение плоскостных форм в пространстве по отношению друг к другу и зрителю

20        Часть I. Общее понятие о композиции

 

легким, хотя физический вес его больше деревянного.

2.5. Фактура. Под фактурой подразумевается характер поверх­ности того слоя художественного произведения, который непосредст­венно воспринимается зрителем. В живописи это характер мазка обра­зующего красочный слой, в скульп- тУРе — обработка поверхности, в архитектуре — также характер по­верхности. Но исходя из общего оп­ределения объемно-пространствен- ной формы, фактурой можно счи­тать характер поверхности различ­ного масштаба — от шероховатости до степени расчлененности плоско­сти фасада многоэтажного здания

Рис. 16. Положение форм по отношению друг к другу

Рис. 17. Соотноше-

Рис. 18. Зависи- формы от ее вели-

Рис. 19. Массив­ность и распределе

координат

Глава 2. Понятие об основных свойствах объемно-пространственных форм 15

28

Часть I. Общее понятие о композиции

image021

(см.рис.21). Очевидно, что обработ­ка поверхности независимо от ее величины воспринимается как фак­тура при определенной частоте по­вторяющихся элементов, иначе эти элементы будут восприниматься как членение формы.

Если число элементов на повер­хности велико, а величина их ма­ла, то они не воспринимаются гла­зом и поверхность выглядит как гладкая.

Если элементы воспринимаются как самостоятельные части формы, то зрительно они выглядят не как фактура, а как членения поверхно­сти формы.

Восприятие фактуры поверхно­сти зависит также от положения зрителя. При отдалении от поверх­ности отдельные элементы, ранее воспринимаемые как членения формы, будут сливаться в общий фон и выглядеть как фактура по­верхности.

Фактура в определенной степе­ни характеризует объемно-про­странственную форму и всегда яв­лялась одним из средств художест­венной выразительности. Поучи­тельный пример тому — три изве­стных памятника классической ар­хитектуры, в каждом из которых применен дорический ордер: Пар­фенон в Афинах и храмы в .Песту- ме и Акраганте на юге Италии.

Различие в фактуре пентелий- ского мрамора Парфенона, гладкая поверхность которого четко держит светотень, и пористая фактура мес­тного итальянского ракушечника заставили прибегнуть к штукатур­ке, чтобы восстановить четкость формы.

Выразительные возможности фактуры выявляются светом — од­ним из важнейших средств демон­страции художественных качеств объемно-пространственной формы. В этом легко убедиться при выпол­

Глава 2. Понятие об основных свойствах объемно-пространственных форм 15

15

image023

нении практических упражнений из бумаги различных фактур: глад­кой, рыхлой, шероховатой.

2.6. Светотень. Свет обеспечива­ет возможность восприятия зрите­лем объема (рис. 22), поверхности (рис. 23) и пространства (рис. 24).

История искусства показывает, что свет всегда был важнейшим средством художественной вырази­тельности. Достаточно вспомнить живопись Ботичелли с четкой трак­товкой формы; свет помогает восп­риятию формы и в живописи Ре­

мбрандта, главное — световая сре­да, которая заполняет все поле картины.

Аналогию можно видеть, если сравнить предельно ясную трактов­ку формы в архитектуре Египта, Греции и мастеров Ренессанса (рис. 25) и певучую ускользающую форму архитектуры мастеров ба­рокко или работы архитектора Гау- ди (рис. 26). Неопределенность фор­мы, отсутствие четких границ эле­ментов формы определяет основную тему: игра светотени и разрушение геометрической определенности в построении формы.

Распределение светотени при восприятии объемно-пространствен­ных форм может меняться от пол­ной затемненности до максималь­ной освещенности. Это может зави­сеть как от направления света, так и от силы источника света.

Рис. 20. Массив-

Рис. 21. Варианты обработки поверхно-

а — вход в жилой дом по Ленинскому проспекту (архит. И. Жолтовский).

Пример сочетания рельефной фактуры и гладкой; б — ад­министративное здание в Ташкенте (архит. Е. Розанов и др.). Плоскость стены с солнцеза­щитными решетка­ми, воспринимаемы­ми как фактура по­верхности

30  Часть I. Общее понятие о композиции

image025

При предельных состояниях светотени восприятие формы за­труднено.

На характер светотени влияет также распределение отраженного света от окружающих форму повер­хностей.

Светотень, так же как и факту­ра, непосредственно связана с еще одним формообразующим свойством

объемно-пространственных тел — цветом.

2.7. Цвет. Различают цвет све­та, падающего на объемно-про- странственную форму или хромати­ческую структуру видимого спект­ра, и цвет тела, т.е. собственный цвет формы.

Цвет можно классифицировать по таким категориям:

Рис. 22. Зависи-

восприятия объема от направления

Рис. 23. Зависи-

восприятия плоско­сти от на правле-

Рис. 24. Церковь св. Софии в Констан­

тинополе. Свет под­черкивает харак­тер пространства

Рис. 25. Лоджия дель Капитанио. Архит. А Палла- дио. Геометриче-

Рис. 26 "Коса Ми­ла" архит. А Гау- ди. "Текучая" фор­ма деталей

Глава 2. Понятие об основных свойствах объемно-пространственных форм 15

image027

цветовой тон;

насыщенность и яркость (или светлота); видимый спектр в свою очередь состоит из теплой гаммы (желтый — оранжевый — красный цвета и промежуточные состояния) и из холодной гаммы (зеленый — синий — фиолетовый цвета и про­межуточные состояния);

ряд цветов от хроматических к ахроматическим —например, от красного к белому, от красного к серому или к черному.image029

Цвета, дающие в сумме ахрома­тический цвет, называются взаим­но дополнительными. Основные взаимно дополнительные пары: красный —зелено-голубой; оранже­вый —голубой; желтый —синий; желто-зеленый —фиолетовый; зеле­ный —пурпурный.

Исходными основными цветами служат три цвета: красный, жел­тый и синий. Смешанные попарно

они дают остальные спектральные цвета. Сумма трех исходных цветов составляет белый (ахроматический) цвет.

Цвет следует рассматривать как дополнительный компонент, кото­рый может выявить, но может и зрительно деформировать, разру­шить объемно-пространственную форму. Примером разрушения фор­мы может служить военный ка­муфляж.

В архитектуре цвет непосредст­венно связан с основной компози­ционной темой. Достаточно вспом­нить цветовую среду русских хра­мов, создаваемую фресками и дру­гими цветовыми средствами, кото­рые обязательно действуют в согла­совании со световой средой.

В курсе объемно-пространствен­ной композиции цвет является од­ним из средств построения и осо­бенно выявления формы. Исполь­

26        Часть I. Общее понятие о композицииimage031

зуя особенности цвета, можно ком­пенсировать недостатки формы или подчеркнуть, усилить характерные черты.

Особенно это относится к про­странственным композициям. Соче­тая холодные и теплые цвета, на­сыщенность и количество цвета, можно иллюзорно расширить про­странство, создать ощущение про­стора или, наоборот, как бы при­близить к зрителю объемы, органи­зующие пространство.

Во всех случаях цельэя забы­вать о взаимном влиянии всех со­

ставляющих в организации объем- но-пространственной формы.

Контрольные вопросы

1.   Назовите основные свойства объемно- пространственных форм.

2.   Какие формы получили наибольшее распространение в архитектуре? Почему?

3.   Какое расположение алементов ком­позиции между собой является наиболее ак-

4.   С помощью каких характеристик можно определять цвет формы?

5.   Назовите примеры произведений ар­хитектуры, в которых использованы различ­ные цвета и фактуры материалов.

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%93%C3%90%C2%9B%C3%90%C2%90%C3%90%C2%92%C3%90%C2%90;exclude:256;limit:20;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}

 

   

Страница 7 из 24